Имеет смысл понимать, что все недостатки русского кино взялись не с потолка. Мы являемся причиной этих недостатков. Я за диалог – диалог с людьми, которые делают кино. Люди это разные: Михалков, Серебренников, Муратова, Сокуров, Звягинцев. Диалог как попытку смотреть и понимать, а не критиковать и топтать, скептически ухмыляться. У нас молодая, недавно существующая кинематография. Она только начинает ходить и разговаривать. У нас есть выбор: принимать или не принимать участие в этом процессе обучения. Я за то, чтобы принимать,
– говорит один из самых ярых пропагандистов авторского кино в России, популярный кинокритик Антон Долин.
Мы составили подборку из 10 интеллектуальных артхаусных картин о российской действительности, которые стоит посмотреть. Сразу предупреждаем – это не весело. Авторское кино, как и любое подлинное искусство, – скорее работа, чем развлечение.
Российский артхаус обвиняют в однобокости и «чернушности» – за то, что он освободил себя от функции только лишь приносить удовольствие. Это критическое изображение реальности, ее осмысление, обнажение болевых точек общества. Сами режиссеры отмечают, что большая часть России – идеальные декорации для артхауса. Даже самое отвлеченное кино, снятое в них, обретает социальный подтекст.
По мнению Антона Долина, отличительной чертой авторского кино является то, что оно требует активного восприятия. Здесь нет готовых истин, тщательно прожеванных и положенных зрителю в рот.Что происходит с вами в авторском кино? Приходите вы, например, в зал, а там ничего. Показано, как герои полчаса плывут на лодке и даже не разговаривают. И течет вода. Ясно, что вас не пытаются подкупить. Вас не пытаются каким-то специальным образом завоевать. Автор вообще, скорее всего, разговаривает сам с собой. И это может бесить, а может быть ужасно интересным. Вы проникаете в голову другого человека и начинаете с ним разговаривать, по-своему на это реагировать. Вы становитесь активным участником этого разговора, в то время как голливудские блокбастеры не оставляют вам возможности активного участия. Аттракцион есть аттракцион.
Это кино, после которого ты, возможно, почувствуешь себя умнее. А может, разозлишься на режиссера за невнятную концовку. Или вдохновишься вплывающими в бесконечно длинный кадр российскими пейзажами потрясающей красоты. Может, даже задумаешься о чем-то вечном и действительно важном.
1. Ученик, 2016, Кирилл Серебренников
К сожалению, имя Кирилла Серебренникова сейчас больше известно в связи с его участием в уголовном деле о хищении средств, выделенных на проект «Платформа». Если знакома с этим человеком только по новостным заголовкам, советую обратить внимание на его работы.
В основе сюжета картины «Ученик» – история о молодом человеке, который стал религиозным фанатиком. Постепенно мальчик затягивает в свое мракобесие всю школу и доводит ситуацию до катастрофы.
Фильм был более чем благосклонно принят критиками и собрал много положительных отзывов в мировой прессе. Картина получила премию Европейской киноакадемии за лучшего композитора, премии Каннского кинофестиваля, Ники и других престижных конкурсов.
2. Географ глобус пропил, 2013, Александр Велединский
Умная, красивая, ироничная картина. В центре сюжета – хрестоматийная история о жизни учителя в провинции, роль которого великолепно исполнил Константин Хабенский. При этом школьного в фильме не так много – самое интересное происходит во время сплава по живописной реке Усьва в Пермском крае.
Картина снята по одноименному роману Алексея Иванова. Его, кстати, тоже стоит прочесть.
«Географа» много хвалят и будут хвалить, и это как раз не радует, потому что фильм-то не про добрых и простых людей, и сила его не в том, что о быте русского интеллигента в провинции впервые за много лет рассказали умно, профессионально и смешно. Велединский снимает картину — по форме комедийную, по сути глубоко трагическую — на стыке жанров: «Доживем до понедельника» встречается тут с тем понедельником, который начинается в субботу,
– высказался о фильме писатель и журналист Дмитрий Быков.
3. Дурак, 2014, Юрий Быков
Социальная драма Юрия Быкова формулирует главный порок нашей действительности – тотальное безразличие ко всему вокруг.
Сантехник Дмитрий во время вызова обнаруживает трещину в здании общежития и понимает: более 800 человек, проживающих в нем, находятся в опасности. Дальше – напряженная борьба с тупостью и халатностью чиновников, в которой все, даже близкие, считают главного героя кем-то вроде Дон Кихота.
4. Елена, 2011, Андрей Звягинцев
Самый яркий представитель российского кинематографа, доказавший, что авторское кино может быть успешным даже без государственной поддержки – Андрей Звягинцев.
Немолодая Елена сожительствует с обеспеченным предпринимателем Владимиром. У обоих есть дети. У нее – инфантильный апатичный Сергей, который просиживает диван, инстинктивно размножается и совсем не думает, как прокормить семью. У Владимира – беззаботная дочь Катя, не создавшая семьи и настаивающая на бессмысленности продолжения рода.
Мелодраму о классовом расслоении в современной Москве – «Елену» – увидели в 45 странах, в том числе США, Польше и Франции. Картину признали лучшей на церемонии «Золотой орел», работу режиссера отметили «Никой» и другими кинонаградами.
5. Сибирь. Монамур, 2011, Слава Росс
Драма о жизни деда-старовера и его семилетнего внука в глухой сибирской тайге. С мальчиком случается беда, и старик вынужден идти через тайгу к людям, которых он презирает. Очень красивое кино о том, что милосердие выше справедливости.
Картина собрала семьдесят призов на международных кинофестивалях. Отдельно была отмечена работа художника-постановщика, создавшего декорации заброшенной деревни Монамур на реке Мана в Красноярском крае.
6. Жить, 2012, Василий Сигарев
Автор картины пытается говорить о том, что высказать невозможно. В основе сюжета – три истории, герои которых переживают смерть близких. Каждый из них сам решает, как жить дальше.
Как отметил кинокритик Василий Корецкий, Сигарев не напоминает в очередной раз, «как страшно жить в России», а «говорит о том, как это вообще — жить, а что это такое — умирать».
По мнению критиков, только дурак назовет фильм «Жить» чернухой. Картина тяжелая, но, на удивление, жизнеутверждающая.
7. Зоология, 2016, Иван Твердовский
Фантастическая драма «Зоология» – второй художественный фильм Ивана Твердовского после картины «Класс коррекции».
Сюжет – что-то среднее между Кафкой и Линчем: жительница небольшого приморского городка работает в зоопарке, дни проводит серо и однообразно. Внезапно с героиней происходит странная метаморфоза – у нее вырастает хвост.
Больше тебе знать ничего и не надо: включай и погружайся.
8. Все умрут, а я останусь, 2008, Валерия Гай Германика
Картину называли одним из лучших отечественных фильмов года, который «впечатляет любого, хотя и не всем нравится».
Кино о взрослении трех девятиклассниц через опыт личного несчастья. До съемок картины Германика специализировалась только на документальных лентах. «Все умрут, а я останусь» тоже сделана предельно достоверно – при съемках практически не использовались операторские рельсы и прочее стабилизирующее камеру оборудование, почти во всех сценах девочки пили реальный алкоголь, драки тоже были настоящими.
9. Милый Ханс, дорогой Петр, 2015, Александр Миндадзе
Интернациональная картина: в ее создании участвовали Россия, Великобритания и Германия.
Перед войной немецкие инженеры работают на заводе в западной части СССР, где общаются с советскими специалистами. Учитывая то, каким историческим событиям предшествует происходящее в фильме, взаимодействие героев воспринимается по-особому. Нет батальных сцен, все построено на внутренних ощущениях русского и немецкого человека.
Фильм получил премии «Ника», «Золотой орел» и «Белый слон».
10. Теснота, 2017, Кантемир Балагов
Одно из главных событий российского кинематографа прошлого года – дебют северокавказского режиссера Кантемира Балагова – драма «Теснота».
Действие происходит в 1998 году в Нальчике. 24-летняя Илана помогает отцу в гараже. Однажды вечером вся семья собирается отпраздновать помолвку ее младшего брата Давида. Позже ночью выясняется, что молодую пару похитили.
Сюжет основан на реальной истории, произошедшей на Северном Кавказе во время чеченской войны.
На успех, который получила картина, похоже, не рассчитывал даже сам автор. Фильм вошел в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, был встречен овациями и назван «возрождением киноиндустрии» в России.