Культура, Кино и книги

5 фильмов, которые можно посмотреть, чтобы почувствовать себя интеллектуалкой

11700
0
Жанра «умное кино» не существует, однако есть фильмы, просмотр которых требует определенной интеллектуальной и душевной работы. Тем, кто устал от банальностей, стоит обратиться к классикам и современникам, чье кино точно нельзя назвать массовым. Heroine собрал несколько кинокартин, которые напомнят, что фильмы — это не только развлечение, но и искусство.

1. Фанни и Александр, 1982


Одна из самых известных работ Ингмара Бергмана и самый масштабный проект режиссера – драма «Фанни и Александр». Есть две версии этого фильма. Телевизионная пользовалась большим успехом на шведском телевидении, а сокращенная собрала главные кинематографические награды: четыре «Оскара», «Золотой глобус», BAFTA, «Сезар».

Сюжет фильма затрагивает временной период с 1907 по 1910 год и рассказывает о судьбе двух детей – брата и сестры Фанни и Александра Экдаль.

Картина состоит из пролога, пяти частей и эпилога. Сначала мы видим семью Экдаль в полном сборе за рождественским столом, потом Фанни и Александр теряют отца, а в следующей части их мать выходит замуж за епископа, жизнь с которым становится невыносима для всех членов семьи Экдаль.

В сокращенной версии фильм идет 3 часа и постепенно погружает зрителя в тонкости взаимоотношений героев.

2. Леопард, 1963


Итальянец Лукино Висконти, принадлежащий к древнему аристократическому роду, в лучшей своей работе воплотил тему, которая всегда его волновала, — упадок старого мира.

Действие картины происходит во времена Рисорджименто. Бурбоны пали, к власти пришла Савойская династия. Князю Салино по прозвищу «Леопард», как и другим аристократам, приходится решать — покориться новым правителям или остаться верным Бурбонам. Он выбирает первое, но так и не может принять этот мир, в котором торжествуют выскочки-буржуа.

Висконти в мельчайших подробностях реконструирует атмосферу европейской аристократии и создает действительно масштабную картину.

3. Расемон, 1950


Фильм прославил легенду японского кинематографа Акиро Куросаву во всем мире. «Расемон» называют первым фильмом, в котором одно и то же событие рассказывается с разных точек зрения. Считается, что после этой картины появилось кино в подобном стиле — позже он даже получил название Rashomon effect.

Сюжет разворачивается в Японии XI века, в его основе суд по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены.

История преступления дается с четырех сторон: дровосека, который нашел тело; разбойника, который не отрицает, что изнасиловал женщину; жены убитого и даже самого покойного, для связи с которым в суд приглашают медиума.

Поразительно, что каждый из участников рассказывают совершенно разные версии произошедшего.

С помощью одной бытовой истории Куросава дает философский взгляд на насилие в феодальной Японии и на неоднозначные представления о добре и зле в целом.

Читать по теме:КультураФильмы для умных: краткий ликбез по артхаусному кино

4. Любовь, 2012


Душераздирающий фильм с очень простым сюжетом. Жизнь пожилой пары заслуженных учителей музыки Жоржа и Анн нарушает болезнь супруги – у Анн внезапно парализует половину тела, и она оказывается в инвалидном кресле. Жорж старается облегчить жизнь жены, чтобы не отправлять ее в больницу, даже когда она фактически превращается в «овощ».

Картина шокировала критиков и собрала огромное количество положительных отзывов. Сам режиссер Михаэль Ханеке отзывался о ней так:

В своем фильме я хотел показать, что происходит с человеком, который видит страдания любимого. … Насилие — не то, что меня больше всего интересует. Вопрос о людях и об их чувствах. Любовь как чувство может быть не меньшим насилием, чем что-то ещё.

5. Зимняя спячка, 2014


Турецкий режиссер Нури Бельге Джейлан снял фильм по мотивам рассказа Чехова «Жена». По сюжету владелец небольшой гостиницы Айдын остается зимовать с женой, которая давно ничего к нему не испытывает и своей разведенной сестрой.

В картине много отсылок и к другим произведениям русской классики, в частности к роману «Идиот».

Джейлана называют продолжателем традиций Тарковского, Бергмана, Антониони. Он часто работает вместе с женой Эбру. Они вместе снялись в фильме «Времена года», в создании сценария к «Зимней спячке» режиссеру также помогала супруга. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» и сделала Джейдана третьим турецким режиссером, удостоенным этой награды.