Культура
27 мая, 2016

5 фильмов Каннского фестиваля 2016, которые достойны зрительского внимания

В этом году на фестивале победили главным образом освистанные и разруганные в пух и прах фильмы.


В этом году на фестивале победили главным образом освистанные и разруганные в пух и прах фильмы. Приз за режиссуру достался глупому хоррору Оливье Ассаяса «Персональный покупатель», в котором героиня Кристен Стюарт, традиционно лишенная эмоций, пишет СМС призраку умершего брата.

Гран-при достался картине «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана. Раньше Ксавье снимал шедевры, сейчас – сплошные разочарования, к коему можно причислить и новую картину. Но если ты следуешь мрачным тенденциям современного кинематографа, то считай, что приз у тебя в кармане. В этот раз жюри, видимо, было настроено на экзистенциальные проблемы «маленького человека» и его рутинные хлопоты. Такие картины и победили. Если бы среди номинантов была экранизация Франца Кафки в совершенно любом исполнении, то она безоговорочно получила бы свою ветвь.

Тем обиднее смотреть на фильмы, которые не соответствуют тенденции, но заслуживают главного приза больше, чем попытки Долана подражать себе былому. Та же Стюарт была чуть больше похожа на актрису в «Светской жизни» Аллена, а не на чучело, как в «Персональном покупателе». Впрочем, обо всём по порядку: о фильмах, которые вызвали фурор и заслужили пристального внимания зрителей даже после выхода в большой прокат.

1. «Патерсон» (Paterson). Режиссер: Джим Джармуш


Джармуш давно перешёл в ранг «маст хэва» для фестиваля, как Альмадовар, Полански и Годар. Они всегда в программе, но их редко рассматривают как серьезных претендентов на награду – про них и так все ясно. Увы, но «Патерсон» не сломал сложившуюся каннскую аксиому. Даже несмотря на то, что это был, возможно, лучший фильм во всей программе фестиваля. На этот раз вечный седовласый панк предложил медитацию про рутину, из которой рождается поэзия. Не обошлось без каламбуров. Человек по имени Патерсон служит водителем автобуса в городе под названием Патерсон, а играет его актер по фамилии Драйвер (водитель). Жизнь его скучна, как вчерашняя жвачка, он водит автобус, подслушивает разговоры, пытаясь смириться со своей безрадостной жизнью и глупостями жены, мечтающей стать звездой кантри. Единственная его отрада – поэзия, прорастающая из повседневного мусора, что окружает Патерсона.

Получился типично джармушевский фильм: грустный, чуточку мрачный, но в то же время красивый. И даже странная форма головы артиста Дайвера, над которой все смеялись в «Звездных войнах» (кто забыл, именно он играл злого сынка Хана Соло – Кайло Рена), не вызывала смеха. Сыграл ведь прекрасно.

2. «Светская жизнь» (Café Society). Режиссер: Вуди Аллен


Великий Аллен, сняв «Полночь в Париже» и «Магию лунного света», решил продолжить свое шествие по пути ретрокомедий, чье действие разворачивается в богемных кругах. На сей раз место действия – Голливуд образца 1930-х годов, период, вызывающий у критиков добрую улыбку, а у знатоков массу историй о тех временах с весьма сомнительным содержанием.

Сюжет тоже как будто взят из того времени. В Лос-Анджелес к дяде, важному голливудскому агенту, которого играет Стив Карелл, приезжает из Нью-Йорка воспитанный в лучших еврейских традициях скромный нью-йоркский племянник. Племянник влюбляется в секретаршу дяди, не подозревая, что у того с ней служебный роман. Юноша в слезах вернётся в Нью-Йорк, откроет кафе, куда конечно же придёт родственник с любимой, и чувства воспрянут вновь. Вот такая история, в стиле позднего Аллена, где смех и слезы смешиваются воедино.

До премьеры фильма многие смеялись над кадрами с Джесси Айзенбергом и звездой «Сумерек» Кристен Стюарт. Слишком уж нелепо они смотрелись в костюмах первой половины прошлого века, напоминая скорее нелепых детей, чем работников «Фабрики грёз». Однако это лишь часть образа, который актеры гениально воплотили. Особенно Айзенберг, которому удалась не пародия на молодого Аллена, а вполне самостоятельный и очень симпатичный образ еврея-невростеника.

3. «Джульетта» (Julieta). Режиссер: Педро Альмадовар


Обычно в Каннский фестиваль берут исключительно премьеры, но для испанского мэтра было сделано исключение. И это несмотря на все те проблемы, которые свалились на седую голову режиссера в последний момент. Речь идет о знаменитых панамских офшорах, в которых значилось имя режиссера. После такой загогулины Альмадовар, ясное дело, избегает массового скопления камер, и никто толком не знает, где он сейчас.

Но подобные нюансы никак не должны влиять на восприятие фильма. Тем более, что маэстро снял слишком хорошую картину с сильным женским характером в центре. Джульетта – главная героиня фильма – обладает редким даром навлекать несчастья на других, по поводу чего сильно переживает. Беда со знакомыми, беда с мужем, беда с дочерьми – после такого психические расстройства кажутся закономерностью.

Альмадовар как будто предлагает зрителю выяснить, что же стало причиной её трагедии, позволяя взглянуть на когда-то красивую женщину в реальном времени и 30 лет назад. Получилось очень пронзительно. Иначе он не умеет.

4. «Она» (Elle). Режиссер: Пол Верховен


Зритель уже и забыл про голландского любителя чересчур натуралистических сцен. Однако в последнее время Пол Верховен работает по принципу «редко, но метко», выпуская по фильму раз в 10 лет.

Этот фестиваль изобиловал фильмами с сильными женскими характерами, но «Она» слишком выделялась на их фоне. Верховен знает, как создавать сильные женские персонажи с нездоровой чертовщинокй, вспомнить хотя бы «Основной инстинкт» и «Шоугерлз». В этом фильме героиня Изабель Юппер ищет отмщения у маньяка, который однажды ворвался в её дом и изнасиловал. Больше о сценарии не скажем ни слова, потому как любую информацию об этом фильме можно рассматривать как спойлер. Однако если вы читали роман француза Филиппа Джиана «Ох…», по которому снят фильм, то знаете в чем суть да дело. Уверяем, на впечатление от просмотра это нисколько не влияет.

5. «Неоновый демон» (The Neon Demon). Режиссер: Николас Виндинг Рефн


В 2011 году датчанин Николас Вингдинг Рефн получил каннский режиссерский приз за свой триллер «Драйв», покоривший каннскую публику и сделавший Райана Гослинга главным покорителем женских сердец и уязвителем мужского самолюбия. В 2013 его предыдущая «неоновая» драма «Только Бог прощает», напротив, не убедила фестиваль. Нынешний фильм, также в духе кроваво-гламурного пиршества, по меньшей мере заинтриговал публику, пускай даже и не получил главный приз.

Глава отборочного комитета Тьерри Фремо назвал картину «фильмом ужасов о каннибализме среди топ-моделей». Собственно, подобное описание от члена высокого жюри близко к истине. Фильм повествует о том, как опасен мир шоу-бизнеса, и о том, что его изнанка далеко не так гламурна и красива, как нам часто представляется. Главная героиня – начинающая модель – приезжает в Лос-Анджелес в надежде сделать блестящую карьеру. Но попадает в общество девушек, одержимых своей красотой и готовых ради привлекательной внешности на что угодно. Что будет дальше – несложно догадаться.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: