Мы собрали несколько приемов мнемотехники, которые пригодятся для того, чтобы запоминать информацию без зубрежки.
1. Запоминание слова через образ
Этот прием особенно пригодится тем, кто учит иностранный язык. Он заключается в том, чтобы при запоминании нового слова увидеть объект, который оно обозначает.
Например, при заучивании слова «дверь» нужно на нее посмотреть. А если объекта нет поблизости, то открыть картинку с его изображением в книге или интернете.
Так мы наглядно можем запомнить то, что учим. И, пытаясь вспомнить нужное нам слово, сначала представляем картинку, а затем в памяти всплывает название предмета на иностранном языке. К слову, есть еще несколько эффективных методов по изучению иностранного языка без зубрежки. Мы рассказывали о них в этом материале.
2. Имена и лица
Эта методика пригодится тем, кто встречается с достаточно большим количеством людей. Например, по работе или посещая вечеринки.
Чтобы запомнить имя незнакомого человека, нужно построить в уме ассоциацию. Например, с именем актера, который тебе нравится, если человек на него похож. Или с кем-то из родственников или друзей, обладающих аналогичным именем.
Также можно воспользоваться методом модификаций. Например, познакомившись с Анной, мы должны в уме назвать все производные от ее имени: Аня, Аннушка, Анюта, Нюта. Так мы подсознательно закрепляем это имя в памяти, и, даже если сразу не вспомним его полностью, при следующей встрече на ум может прийти одно из сокращений. А за ним и то, как новая знакомая нам представлялась.
А если мы хотим без проблем узнать нового знакомого и вспомнить, где мы виделись, нужно быть внимательными к деталям. Найди отличительную черту в его внешности, чтобы связать с именем человека. К слову, большинство людей склонны запоминать негативные черты новых знакомых и оставлять их в своей памяти. Интересный факт: мы, сами того не подозревая, можем запомнить человека, если у него приятный парфюм. Больше о том, почему мы ассоциируем запахи с воспоминаниями, можешь узнать здесь.
Просто произнеси в голове после встречи: «Это Сергей с родинкой на носу», или «Это Ирина с тонкими губами». Во всяком случае, новые знакомые не узнают твою ассоциацию, но будут приятно удивлены, когда в следующий раз ты поприветствуешь их по имени.
3. Метод «матрешка»
Матрешка состоит из нескольких кукол, которые помещены друг в друга. То же самое нам нужно сделать с информацией, чтобы в конце запомнить полную картину того, что нам нужно.
Приведем пример, как запомнить обстановку в помещении. Сначала нужно выбрать что-то заметное, например компьютерный стол. А следом за ним нужно поместить в память компьютер, который на нем стоит. Отметим, что первая ассоциация должна быть броской и содержать в себе часть второй.
После того, как ты закрепила в голове первый и второй образs, мысленно отбрось первый. То есть ты запомнила стол с компьютером на нем, и тебе больше не требуется помнить эти предметы по отдельности. А дальше выбери третий предмет, который находится рядом. Например, стул. Свяжи его в памяти со вторым образом, который потом отбросишь. Теперь ты помнишь, какие перед тобой находились стол с компьютером и стул.
Продолжай применять этот метод, пока не запомнишь все пространство вокруг себя. Сначала это может быть непросто, но чем больше ты будешь практиковаться, тем легче будут даваться такие ассоциации.
4. Нелогичная ассоциация
Еще один метод, который поможет быстро запомнить нужную информацию. Теперь нам нужно создать ассоциацию, которая будет максимально нелогичной или даже противоречивой по отношению к объекту, который нужно запомнить. Как бы странно это ни звучало, такой прием действительно работает. Он подходит для тех, кому сложно создавать визуальные образы в голове.
Например, пытаясь запомнить название сериала, ты можешь ассоциировать его с любым «попавшимся под руку» предметом. Или имя нового знакомого — с едой.
5. Рассказ истории
С помощью этой техники будет легче запомнить список продуктов для покупки или длинные последовательности слов. Нужно придумать связную историю, в которой они будут фигурировать.
Допустим, тебе нужно запомнить список, состоящий из яблок, стирального порошка и конфет. Вот пример рассказа: «Я шла по дороге к дому и заметила, что мальчишки во дворе срывают спелые красные яблоки с соседской яблони. Рядом идет женщина, у которой порвался пакет с покупками, и стиральный порошок рассыпался на дорогу, как снег. Мальчики бросились ей помогать, и за это она поделилась с ними конфетами».
Смысл в том, что, создавая рассказ, мы формируем ассоциации и лучше запоминаем нужные нам слова. К тому же это тренирует воображение. А если рассказ получится смешным, будет еще проще его запомнить. Это обусловлено работой нашего мозга, который склонен преувеличивать важность необычной или забавной информации перед рутинной и привычной для нас.