1. Скучные уроки и отсутствие мотивации
Многочисленные исследования, в том числе преподавателей Кабардино-Балкарского государственного университета, показывают, что первая и основная проблема современной образовательной системы — отсутствие мотивации к обучению. Вместо того чтобы углубляться в учебный материал, дети отказываются выполнять домашние задания, а на уроках рисуют, играют с гаджетами или разговаривают с одноклассниками.
Чаще всего это происходит потому, что педагог дает слишком много информации или сухо ее объясняет, не использует интерактивные методы обучения, не учит анализировать, сводя весь процесс к бессмысленной зубрежке. Это не дает удержать внимание учеников и заинтересовать их предметом. Это приводит к тому, что дети перестают воспринимать новую информацию, желание обучаться сводится к нулю и успеваемость падает.
2. Страх ошибки
Обучение должно быть комфортным, только тогда оно будет эффективным. Однако в школах чувствуется напряженная атмосфера: родители жалуются, что учителя нередко ругают детей за плохие оценки, но не объясняют, как анализировать ошибки. Это приводит к тому, что ребенок фокусируется на страхе допустить оплошность, перестает получать удовольствие от учебы и даже отказывается ходить в школу.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Роман Демьянчук предупреждает, что так будет страдать не только детская самооценка, но и любознательность, поскольку мозг начинает тратить энергию не на обучение, а на то, чтобы защититься от стресса. Из таких детей, как правило, вырастают неуверенные в себе люди, которые зависят от мнения окружающих, боятся пробовать что-то новое и пасуют перед решением сложных задач.
3. Бесполезные знания
Родители и сами дети неустанно жалуются, что в школе много времени уходит на изучение ненужной и бесполезной информации. Речь даже не об алгебре, которую большинство учеников со спокойным видом отсиживает, зная, что изучать они будут филологию или медицину, и злополучные тангенсы-котангенсы в жизни им вряд ли пригодятся.
На форумах и в частных блогах можно нередко встретить примеры действительно бессмысленных заданий, которые напрочь убивают желание появляться на уроках. Возьмем хотя бы ОБЖ — основы безопасности жизнедеятельности. Не всех учеников знакомят с тем, как правильно оказывать первую помощь: некоторым достается гид о том, как правильно себя вести во время ядерного взрыва — возможно полезно, но пока не очень применимо.
4. Большая учебная нагрузка
По данным опроса центра социального проектирования «Платформа», мастерской управления «Сенеж» и Российской ассоциации по связям с общественностью, 75% родителей считают, что за последние годы учебная нагрузка сильно возросла. Большинство ребят к старшим классам уже определяется, на какие факультеты хочет поступать, и знает, к каким предметам для этого нужно готовиться. Так, для поступления в медицинский вуз нужны русский язык, химия и биология, однако успевать нужно одновременно по всем предметам.
Получается, примерно шесть-семь уроков уходят только на обязательные предметы, а после приходится идти на дополнительные занятия — ту же подготовку к ЕГЭ и углубленные факультативы по профильным предметам. Такое расписание чревато стрессами и перегрузкой. В то же время в Европе старшеклассникам разрешается составить собственное расписание в зависимости от выбранного вуза и факультета. Они не получают на дом объемных заданий, поэтому могут свободно планировать послеурочную деятельность и досуг, не подвергаясь эмоциональному выгоранию.
5. Разрыв между школьными и университетскими знаниями
От преподавателей вузов часто можно услышать такую фразу: «Забудьте все, чему вас учили в школе». Ученые Института образования ВШЭ связывают это с тем, что уровень знаний, с которыми обычно приходят первокурсники, оставляет желать лучшего.
Дело не в том, что учителя плохо преподают свой предмет, хотя и такое случается. То, что написано в школьных учебниках, они знают наизусть, но этим их сфера знаний нередко и ограничивается. Такие учителя не любят вкладываться в свое профессиональное развитие. Сам факт того, что они работают в школе, имея диплом, для них уже является достаточным доказательством высокого уровня квалификации. Результат — многие первокурсники начинают ощущать себя заложниками школы: университетская программа кажется сверхнасыщенной, студенты начинают хронически отставать в освоении учебного материала, и их шансы дойти до диплома катастрофически падают.
Для желающих расширить образовательный кругозор в онлайн-школе «Стимул» есть клуб английского языка и кружки по логике и литературе. Здесь же можно подготовить ребенка к поступлению в школу, а также к сдаче экзаменов ОГЭ и ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию, истории и физике.
По итогу обучения каждому ученику выдается аттестат государственного образца. Кроме того, будущим выпускникам здесь помогают определиться с выбором дальнейшего образовательного пути.