6 психологических теорий, которые помогут в жизни

Начинающие психологи, поступая в высшее учебное заведение на эту специальность, бывают немало обескуражены тем, что теории в психологии гораздо больше, чем практической пользы. Те же практические приемы, которые демонстрируют на лекциях и семинарах, больше пригодились бы напротив кушетки психотерапевта, а не в реальной жизни.

Тем не менее, есть в психологии эффекты и теории, которые полезно знать всем и каждому, вне зависимости от возраста, пола и профессии.

1. Эффект Прэтфелла

Доктор философии Стенфордского университета Эллиот Аронсон проводил психологические и социологические исследования на человеке с фамилией Прэтфелл, в честь которого и назван эффект. Он заключается в следующем: люди не любят идеальных людей, которые не допускают ошибок и стараются во всем им понравиться. Напротив, большинство предпочитает, если в человеке есть какие-то небольшие индивидуальные недостатки, которые позволяют «снять его с пьедестала» и ощущать, как ровню. Например, если оратор показывает небольшое волнение, то аудитория воспринимает его более тепло, чем профессионала с заученной речью, отлетающей от зубов.

Перфекционизм вреден, так что не старайся достичь недостижимого и не обвиняй себя в том, что что-то неидеально — или ты неидеальна.

2. Парадокс Буриданова осла

Чем больше вариантов выбора имеется у человека, тем сложнее ему выбрать.

Немецкий психолог Барри Шварц исследовал феномен того, насколько человек удовлетворен результатами своего выбора в зависимости от того, сколько вариантов ему было предложено. Казалось бы, что чем больше, тем лучше. Однако количественная разница может быть заметна только до 4-6 вариантов, а затем чем больше их появляется, тем труднее и мучительнее решиться убрать остальные варианты. При этом даже после сделанного выбора человек мучается, а не прогадал ли он, не получая от выбора удовлетворения.

Если перед тобой встает проблема выбора с множественными вариантами, то постарайся свести их количество к минимуму. 5-6 штук будет вполне достаточно, а пока это количество не будет достигнуто — безжалостно вычеркивай все варианты, которые вызывают у тебя хоть малейшее сомнение.

3. Эффект Пигмалиона

Чем больше ты ожидаешь, тем больший результат получишь. Ожидания формируют реальность.

Психолог Роберт Розенталь проводил психологические опыты в школах. Сначала он провел несколько тестов, чтобы выяснить уровень способностей и коэффициент умственного развития у учеников. Затем разделил их на две группы: «середнячки» и «выше среднего». В последнюю очередь он обменял их результаты и сообщил их новым педагогам, что все середнячки — это блестящие головы, а умники, напротив, посредственно поддаются обучению. Хотя на самом деле всё было наоборот.

В результате педагоги стали ожидать от настоящих середнячков больших результатов и ставили перед ними крупные цели. Что удивительно, середняки смогли прыгнуть выше головы и оправдать ожидания, в то время как расслабившиеся отличники с целями поменьше выдавали результаты так себе. Никакого подлога оценок тут нет, так как все результаты контрольных и тестов перепроверялись, и поставить оценку выше за счет любимчиков или хорошего отношения было невозможно.

Ставь перед собой «звездные» цели и не бойся их нереальности. Пытаясь превозмочь себя, ты сможешь сделать больше, чем если бы гналась за скромными показателями.

4. Свойство гиперболизации действительности

Человеку свойственно преувеличивать всё, что с ним происходит, особенно негативные моменты.

Если мы опозорились или попали в неловкую ситуацию, то можем часами себя корить, припоминать ее во всех деталях и думать, что окружающие будут помнить наш позор до скончания века. Но это далеко не так. Будем честными: самые важные люди для каждого человека — это они сами. Все неудачи других быстро забываются и не воспринимаются катастрофически.

Так что не бойся провалов и смело иди вперед, если с треском провалилась. Чтобы заработать себе дурную репутацию, надо действительно постараться! А мелкие неудачи не будут помехой и не испортят мнение людей о тебе.

5. Эффект наблюдателя

Если обратиться за помощью ко множеству людей, то они с большой вероятностью не отреагируют на твою просьбу.

В классической психологии есть весьма грустная история о женщине, которая стала жертвой изнасилования у собственного подъезда на улице рядом с многоквартирным домом. И хотя множество людей выглянули в окно и услышали крики о помощи, увидели, что именно происходит — никто ей не помог, так как каждый думал, что такие громкие крики уже привлекли внимание, и кто-то другой позвонил в полицию.

Что интересно: чем больше людей вокруг, тем меньше шансы, что тебе помогут, даже если ты попала действительно в плохую или опасную ситуацию. Поэтому если тебе нужна помощь, то обращайся конкретно к каждому человеку, который может ее предоставить. А в случае чрезвычайной ситуации: зови на помощь и конкретизируй. Например, если тебе нужна помощь на улице, то не обращай свои призывы в никуда, а обозначь их: «Мужчина в коричневом пальто! Пожалуйста, помогите!»

6. Свойство субъективного запоминания

Человек обычно запоминает не конкретные вещи, а свои мысли, реакции и ассоциативные цепочки, связанные с ними.

Получается, что для глубокого запоминания человеку нужно максимально сконцентрироваться на собственных ощущениях и погрузиться в себя, отринув внешний мир. Случалось ли тебе в детстве зачитываться интересной книгой так, что ты не слышала родителей, зовущих пить чай или ложиться спать? Даже если этот эффект тебе не знаком, вспомни, как в известном фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» главный герой подготавливался к экзамену по редкому конспекту и практически выпал из реальности. Отличная и очень точная иллюстрация.

Если тебе нужно что-то выучить, то минимизируй все внешние раздражители, не планируй больше никаких дел и попроси родных и близких не беспокоить тебя. Так ты потратишь меньше времени и глубже запомнишь всё, что нужно.

Другие статьи по темам: