Пойми, как на тебя влияют слова обиженного человека
Мы все по-разному реагируем на чей-то гнев. Одни пугаются и впадают в оцепенение, другие расстраиваются, третьи предпочитают обороняться и отвечать агрессией. Твоя спонтанная реакция может усугубить конфликт, поэтому лучше остановись, выдохни, понаблюдай за своими чувствами, а потом решай, что будешь делать.
Если у тебя есть возможность побыть наедине, прежде чем отвечать на чужой гнев, запиши все, что хочешь сказать человеку. Не важно, считаешь ли ты себя виноватой в его обиде или нет, стоит тщательно подобрать слова, чтобы доказать свою правоту или принести извинения.
Разберись в собственных предубеждениях
Пойми, как ты относишься к гневу в целом. Считаешь ли ты себя плохим человеком, когда злишься? Воспринимаешь выражение негативных эмоций со стороны других людей как грубость или признаешь их право на разные чувства? Оскорбляет ли тебя чья-то критика или недовольство, даже если знаешь, что ты их заслужила?
Важно знать о своих предубеждениях, чтобы не стать их жертвой. Например, если чувствуешь, что тебя захлестывает обида, когда кто-то указывает на твою неправоту, ты можешь понять, что проблема в твоем отношении к критике и гневу, а не в человеке, который решил их выразить.
Определись со своими намерениями
Прежде чем выбирать план действий, реши, как бы ты хотела, чтобы ваше общение с обиженным тобой человеком развивалось дальше. Если это просто знакомый или коллега, с которым вы не поддерживаете дружеских отношений, может быть, достаточно искреннего вежливого извинения. Но, когда речь идет о близкой подруге, родственнике или романтическом партнере, вероятно, вам придется проделать некоторый путь, прежде чем вы сможете снова сблизиться или даже укрепить вашу связь.
Расскажи обо всем, что ты чувствуешь
Часто люди склонны закрываться во время конфликта и держать свои чувства при себе, но попробуй рассказать об эмоциях, которые у тебя вызывал гнев другого человека. Выскажи свои предубеждения, реакцию и намерения.
Например, ты можешь сказать: «У меня есть предубеждение, что твоя злость несправедлива, поэтому первая реакция на нее – доказать тебе, что ты не права. Но я бы хотела сохранить нашу дружбу, поэтому испытываю очень противоречивые чувства. Я не знаю, как говорить с тобой, потому что, с одной стороны, мне кажется, что меня незаслуженно обидели, с другой – я боюсь тебя потерять».
Не бойся показаться уязвимой, как правило, такое поведение побуждает собеседника открыться и стать более лояльным. Он поймет, что ты не хотела задевать его или конфликтовать.
Признай свою ответственность
Даже если твоя роль в конфликте невелика, признай свою часть ответственности. Может быть, ты обидела человека, сама того не осознавая, или ответила грубостью на его агрессию, чем усугубила ссору.
В конфликте всегда участвуют двое. Спроси себя, какие твои действия создали эту ситуацию, и признай это вслух. Это быстро снижает накал гнева и побуждает человека признать, что он тоже в чем-то был не прав.
Задавай вопросы
Конфликт – движущая сила любых отношений. После ссор они часто выходят на новый уровень близости и откровенности, поэтому используй возможность лучше узнать себя, другого человека и научиться эффективней взаимодействовать с окружающими.
Спроси у собеседника, что он чувствует и какие твои действия стали причиной для этого. Даже если не считаешь, что он прав, попытайся взглянуть на происходящее его глазами. Если твоя вина все-таки есть, спроси, что ты можешь сделать, чтобы исправить ситуацию.
Когда каждый из вас озвучит свои чувства, конфликт может исчерпаться сам собой.
Не требуй, чтобы человек сразу же тебя простил
Даже если ты принесла извинения и сделала все, чтобы исправить положение, не жди, что человек сразу обо всем забудет и начнет вести себя, как прежде. Не исключено, что он все еще во власти негативных эмоций и имеет на это полное право. Он не должен игнорировать свои чувства, только чтобы избавить тебя от вины.