Культура

Что нужно знать о дрэг-культуре

8787
2
До сих пор считается, что лишь женщины имеют право носить каблуки, накладывать макияж, одеваться в яркую одежду — мужчинам же эти инструменты недоступны. Иногда нам кажется, что целому миру выгодно игнорировать существование дрэг-культуры, цели которой самые разнообразные: от высмеивания недостатков общества до показа чего-то нового. Heroine погрузился в историю создания движения, чтобы показать — оно заслуживает того же внимания, что и масс-культура.

Кто такая дрэг-квин

На первый взгляд, это мужчина, копирующий образ женщины, однако есть несколько черт, отличающих дрэг-квин от простого кроссдрессера или трансгендера — вернемся к ним позже. Существует несколько версий создания этого термина. Некоторые считают, что drag — это аббревиатура выражения «dressed as a girl» — одетый, как девочка. Другие копают глубже: к зарождению актерской сферы.

С чего все началось

До конца 18 века католическая церковь запрещала женщинам играть на подмостках театров и считала такое поведение аморальным, потому исполнять роли девушек приходилось парням. Подобная ситуация наблюдалась и в азиатской культуре, где в театрах кабуки также играли только мужчины. Часто они оказывались геями — их-то и называли королевами. Позже, когда девушек пустили играть, излишне женственные актеры никуда не ушли, а, напротив, стали мастерами пародии и водевилей. Таких в 30-е годы 20 века называли примадоннами. Особую популярность выражение дрэг-квин обрело в 50-е годы с развитием гей-сообщества.

Изначально сообщество ЛГБТК+, куда входили и дрэг-квин, было вне закона: мужчин, одетых, как женщины, арестовывали, поэтому они чаще всего собирались в подпольных клубах. На «до» и «после» культуру разделил инцидент в нью-йоркском клубе «Стоунволл Инн», где трансгендеры и дрэг дали отпор мафии. После этого в городе были созданы движения в защиту геев, трансгендеров и дрэг. К слову, самой яркой представительницей дрэг того времени принято считать Дивайн, урожденную Харрис Гленн Милстед: в 17 лет она осознала свою бисексуальность и начала дрэг-карьеру.
Позже, уже в конце 70-х, Дивайн познакомилась с Джоном Уотерсом, на тот момент режиссером-авангардистом. Вместе они сняли такие картины, как «Множественные Маньяки», «Розовые Фламинго», «Женские проблемы». Те изобиловали черным юмором, сценами жестокости, «дурным вкусом», как отзывались сами создатели. Тем не менее именно эти фильмы до сих пор вдохновляют дрэг-квин, а внешность самой Дивайн цитируется даже в массовой культуре, например в мультфильме «Русалочка» от Дисней.

Позже, в 80-е годы, образовалась культура балов, где также собирались представители ЛГБТК+. Они уже не преследовались полицией, однако общество так же, как и ранее, принимало их с большой неохотой. Балы, к слову, примечательны особой системой иерархии: все вопросы здесь решались дефиле и танцами, в том числе именно балы породили танец вог, а сражались между собой представители определенных домов.
В них была «мать» — старший член «семьи», взявший на попечение «детей» — как правило представителей помладше, которых не приняли кровные родственники. Все это нашло отражение в документальном фильме «Париж горит» (1990), где его авторы показали балы Гарлема: позже по его мотивам вышел сериал «Поза».

Новый виток популярности дрэг-движение получило уже в наши дни с подачи РуПола, музыканта и королевы. Он (или она, допустимы оба варианта) основал в 2009 году ТВ-программу «Королевские Гонки РуПола». Здесь шоураннер выбирал «следующую дрэг-квин Америки», и надо сказать, что в «RuPaul’s Drag Race» умело пародировали другое популярное реалити: «Топ-модель по-американски». Ру часто одевался на манер Тайры Бэнкс, участники соревновались в дефиле и модных показах с разницей в том, что образы они создавали сами.

Чем примечательны дрэг-квин

Основная черта королевы — ее напускная, даже гипертрофированная женственность. При этом, как отмечают сами представители, они не столько стараются копировать конвенциональных женщин, сколько желают транслировать феминность как черту, не принадлежащую к какому-либо гендеру. Если изначально дрэг-квин действительно ставила перед собой цель умело копировать собирательный образ женщины, то со временем это превратилось в желание показать себя и принять свои особенности через китч, пародию.
Так, визажист Джон Маклин в свое время отметил, что «он не выделяет себя по гендеру или сексуальной ориентации, он — искусство». Надо отметить, что те же травести или кроссдрессеры отличаются от дрэг-квин своим отношением к переодеванию: они часто дают ему сексуальный подтекст, в то время как для королев преображение — это акт творчества.
Трансгендеры также не являются дрэг-квин, равно как и дрэг-квин нельзя причислить к трансгендерам, хотя порой королевы приходят к желанию поменять биологический пол.

Кем вдохновляться

У дрэг-квин можно поучиться не только тому, как создать идеально выстроенный образ, но и перенять у них полезные черты, такие как умение идти к своей цели, напористость, сила духа. Многие дрэг-квин выросли в обычных семьях, где их интересы порицались, и, лишь покинув родительский дом, королевы смогли принять себя. Вот самые яркие, на наш взгляд, представительницы движения в наши дни.

РуПол

РуПол Андре Чарльз вырос в токсичной семье: его родители развелись, когда мальчику не было и семи лет. Его мать замкнулась в себе, 2 года не выходила из комнаты и злоупотребляла валиумом, в то время как ее дети (у РуПола к тому времени было 3 младшие сестры) учились выживать. Позже будущая дрэг-квин жила на улице, принимала наркотики, но затем она нашла в себе силы стать дивой, которой является до сих пор.
В 1992 году РуПол выпустила сингл с Элтоном Джоном, чуть позже стала лицом бренда M.A.C — этот контракт принес ей 22 млн $. После этого звезда плотно занялась музыкальной карьерой, активизмом, основала собственное шоу, где дала участникам полную свободу творчества.

Вайлет Чачки

Пол Джейсон Дардо учился в католической школе с довольно строгими нравами, пока не решился поступить в Колледж искусств и дизайна Саванны и стать Вайлет Чачки. Еще до совершеннолетия Чачки выступала в конкурсах для дрэг-квин — для этого ей приходилось использовать поддельные документы. Сейчас на счету Чачки победа в седьмом сезоне шоу «RuPaul’s Drag Race», совместное бурлеск-шоу с Дитой Фон Тиз, контракт с Moschino и приглашение на Met Gala в 2019 году.

Ким Чи

Ким Чи, она же Сан-Йон Шин, перебралась в США из Южной Кореи, чтобы состояться как дрэг. Ее путь оказался так же тернист — до сих пор она скрывает от родителей, чем она занимается, что, впрочем, не помешало ей участвовать в шоу РуПола, а затем заключить рекламный контракт с Lush. В своих образах Ким Чи умело показывает стереотипы об азиатских странах — чего только стоят отсылки в ее нарядах к аниме и видеоиграм — и доказывает собственным примером, что никакие расстояния не смогут помешать, если ты движима своей мечтой.