Происхождение концепции
Термин «привилегия» впервые был упомянут в 30-х годах, когда Уильям Эдуард Бёркхардт Дюбуа́ начал писать о «психологической заработной плате» — сумме, которая позволяла белым людям чувствовать себя выше и лучше, чем чернокожие. В 1988 году феминистка Пегги Макинтош адаптировала термин и для феминизма в своем эссе «Привилегия белых и привилегия мужчин: личный отчёт о наблюдаемых сходствах через призму женских исследований».
Сейчас этот термин обозначает набор нетрудовых преимуществ и незаработанных выгод, которые предоставляются людям, входящим в определенную социальную группу. Ключ к привилегиям в определенных аспектах идентичности — они могут появляться из-за твоей принадлежности к расе, классу, полу, сексуальной ориентации, религии или географическому положению. Привилегии можно не заметить — ведь они являются обратной стороной дискриминации, а все наше внимание обычно концентрируется на ней. Логично, что дурное обращение оставит у тебя больше впечатления, чем справедливое.
Привилегированные люди гораздо более вероятно оказываются на руководящих постах — они склонны доминировать в политике, являются экономически обеспеченными, могут влиять на средства массовой информации.
Примеры привилегий могут быть не самыми очевидными:
- ты не беспокоишься о том, что кто-то не примет твои сексуальные предпочтения
- тебе не приходится называть себя местоимением, не соответствующему полу
- тебе не нужно объяснять ребенку, как он может выжить, если его увидит сотрудник полиции
- тебе не нужно оправдываться за поступки, которые совершил человек из твоего народа
- ты не боишься вечером выходить из дома
- тебе нестрашно получить оскорбление за длину той одежды, которая на тебе надета
Мы часто замечаем их индивидуально, а не системно, но проблема кроется именно в существующих социальных моделях. Если бы мир был устроен справедливо, тебе не пришлось отстаивать право на проведение национального праздника в другой стране, волноваться о том, что кто-то уведет у тебя вакансию мечты, не обладая достаточными навыками, или писать в техподдержку отеля о том, что нужен номер, благоустроенный для людей с ограниченными способностями.
Люди с привилегиями могут в любой момент изменить свое положение и переместиться в другую точку бассейна. Жертва дискриминации может лишь немного глотнуть воздуха, постоянно рискуя никогда вновь не вернуться на поверхность. Чем больше усилий она прикладывает, тем меньше энергии у нее остается. Подумай, как часто ты замечаешь других людей в своем бассейне? Уверена ли ты, что они все так же спокойно держатся на поверхности, как и ты?
Наличие привилегий не значит, что ты не старалась
Привилегии не значат, что человек застрахован от жизненных трудностей, а также то, что у тебя слишком легкая жизнь. Если кто-то говорит, что ты недостаточно поработала, чтобы соответствовать тем выгодам, что получила, — он не понимает концепции привилегий.
Представь, что ты с подругой решила прокатиться на велосипедах. Вы едете в одну и ту же точку, но разными маршрутами. Твоя дорога немного введет вверх, жарко, ветер дует в спину. Ты доезжаешь до места, но твои ноги отваливаются, а плечи сгорели. Чуть позже приезжает подруга и говорит, что эта поездка была для нее ужасной — асфальта нет, ветер сносил с велосипеда. Вода на полпути кончилась, а плечи сгорели до содранной кожи. Когда она услышит о том, как проехала ты, — вполне нормально, что посчитает, что твой путь был легче.
Значит ли это, что ты плохо крутила педали? Значит ли это, что ты не сталкивалась с препятствиями? Нет, это всего лишь значит, что на твоем пути не было того, что встретилось у подруги.
Люди, не замечающие своих привилегий, часто говорят:
Такие фразы как раз подчеркивают отсутствие осознания привилегий и существующей вокруг дискриминации. Люди, которые так говорят, — упускают из виду все усилия, что предпринимает общество для выживания.
Частые неудачи и маргинальный образ жизни не всегда отражают отсутствие усилий или лень. Изменение качества жизни иногда не находится под контролем человека, а подобные высказывания демонстрируют отсутствие сочувствия и сострадания к разному опыту.
Представим семью, которая на протяжении 4 поколений живет в крупном городе, имеет собственное жилье и удерживает его при себе, даже несмотря на перестройки и революции. Очевидно, что они будут обладать большим количеством привилегий, чем те, кто недавно переехал из деревни и полагается только на ипотеки и кредиты. Но это не значит, что та или иная семья не испытывает никаких трудностей на протяжении своей жизни.
Системная привилегия вредит всем
Сейчас мужчины во всем мире имеют социальные и экономические привилегии относительно женщин. Это произошло из-за глубоко укоренившегося патриархата, который отдает предпочтение мужчинам. Существующие привилегии никак не используются на благо: мужчины не помогают семьям, где женщины зарабатывают меньше, не помогают девушкам добиться успехов в науке, финансах или технологиях. От этого проигрывает все общество в целом, а экономический урон исчисляется триллионами долларов — а все из-за царящей несправедливости.
Чтобы перестать поддерживать сложившийся несправедливый строй — людям нужно признать, что неравенство никому не помогает. Пока мы все имеем право голоса, мы также имеем способность трансформировать политическую, экономическую и социальную среду, в которой живем.
Привилегии и дискриминации пересекаются, но не отрицают друг друга
Все аспекты нашей идентичности — как привилегии, так и дискриминации — взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие между ними обычно называют интерсекциональностью. Этот термин придумала Кимберле Креншоу, описывающая опыт чернокожих женщин, которые сталкиваются и с расизмом, и с сексизмом.
Простой пример: люди с психическими расстройствами часто осуждаются за их образ жизни. Но женщинам с тревогой чаще, чем мужчинам говорят, что их переживания — просто ПМС или повышенная чувствительность.
Привилегии нелогичны, потому что мы стремимся к справедливости
Нетрудовые преимущества противоречат самой нашей природе. Выживание групп первых людей зависело от благополучия каждого члена группы. Неравенство в питании или отсутствии жилья ставило под угрозу не только жизнь одного человека, но и целой группы.
Мы биологически ориентированы на справедливое распространение ресурсов, но в то же время склонны к предубеждениям. Это приводит к тому, что ресурсы, которые у нас есть, — мы можем отдавать тем, кто с нами социально похож, при этом никакой справедливости для людей за пределами группы нет.
Метания между этими двумя практически противоположными концепциями — основная причина того, что расслоение общества с годами только усиливается. Исследования показывают, что справедливое распределение ресурсов делает людей счастливыми, а мозг реагирует так же, как на употребление шоколада или найденные деньги. В то же время, если мы становимся свидетелями дискриминации или даже жертвой — это дает мощный отрицательный ответ и выброс кортизола.
Из-за привилегий ты можешь посчитать равенство — угнетением
Если ты всю жизнь живешь с привилегиями и воспринимаешь их как должное, у тебя может появиться ощущение, что тебя обделили — когда преимущества отберут. Подобные чувства очень важны — они влияют на все твои решения, действия и манеру поведения, и твои переживания в целом способны повлиять на то, каких людей ты будешь выбирать себе в друзья, как будешь взаимодействовать с коллегами и руководством. Но потеря привилегий обычно помогает некоторым людям признать, что они жили чуть лучше других по воле случайности, а не осознанного выбора.
Привилегии способствуют фобиям
Привилегии создают определенную изоляцию, в которой нам комфортно находиться, потому что мы окружены единомышленниками. Поэтому нетрудовые преимущества искажают реальность, так как мы игнорируем то, что находится за пределами комфортной зоны. Мы не замечаем различия, которые позволяют получить больше опыта, креативных идей и толчков к инновациями. Но гораздо хуже еще и то, что привилегии — питательная среда для предрассудков. Стереотипы о женщинах, классовые предрассудки, гомофобия и другие механизмы дискриминации — то, что наш мозг использует в качестве защиты зоны комфорта. В результате все неизвестное и малозаметное вызывает страх и приводит к ошибочным убеждениям.
Тебе может показаться, что людей другой национальности стоит избегать, потому что каждая вторая криминальная новость в СМИ посвящена именно им. Но если ты хочешь вести себя рационально, тебе стоит не формировать свои убеждения по тем заголовкам, которые ты читаешь онлайн или видишь на ТВ.
Первый шаг для того, чтобы искоренить сексизм, шовинизм, расизм и любой другой -изм — построение отношений с теми самыми людьми, против которых ты предубеждена, а также осознание проблем привилегий. Это невозможно сделать, если ты плаваешь в своем бассейне на плавательном матрасе, наслаждаясь голубым небом, не замечая людей, которые барахтаются и пытаются выжить без любой поддержки.
Не нужно спасать тех, у кого нет привилегий
Когда чиновники начинают говорить о том, что угнетенным надо помогать, они только подчеркивают, насколько велика разница между группами. Снисходительность — не то, что нужно людям, чьи возможности ограничены. Кроме того, такой тон усиливает веру в то, что люди без привилегий живут так по собственному выбору, что абсолютно неверно. Мы становимся уязвимыми, только когда взаимодействуем с системами, которые не спроектированы с их учетом или, наоборот, построены специально в дискриминирующем формате.
Если у человека есть сразу несколько форм привилегий, это не значит, что он должен спасать тех, у кого их нет. Но свои привилегии нужно использовать для создания более справедливого общества. Это даже не потребует никаких жертв с твоей стороны — а качество жизни только улучшится, а не ухудшится.
Никто не требует чувства вины за привилегии
Существует мнение, что феминистки или социальные активисты требуют, чтобы люди чувствовали себя виноватыми за их привилегии. Люди всплескивают руками:
Тебе не нужно стыдиться того, что у тебя есть привилегии, потому что ты их не выбирала. Но ты можешь использовать свои преимущества для того, чтобы помочь другим в этой унизительной системе, а не поддерживать ее.
Активисты хотят, чтобы люди присоединились к борьбе против концепции, которая дает выгоду одним людям и угнетает других. Вина за то, что у тебя есть больше, чем у других, приводит к стыду, мешающему делать заявления и менять мир. А если вина мешает бороться с угнетением, то значит, что это еще один инструмент угнетения.
Что ты можешь сделать, чтобы изменить ситуацию
Каждый из нас так или иначе обладает привилегиями над кем-то из окружающих. Может быть, дело в твоей работе, образе жизни, семье или уровне образование. Проанализируй, какие из этих привилегий есть у тебя и нет у близких друзей или коллег.
Прояви сочувствие. Поговори с намерением понять их позицию и проблемы, с которыми они сталкиваются. Помни, что каждый из нас идет по жизни другим путем, и то, что его опыт не совпадает с твоим, — не значит, что он неверный.
Не отрицай опыт другого человека, не называй его надуманным.
Подумай, как ты можешь изменить ситуацию, чтобы еще больше людей узнали о существующих проблемах с привилегиями, которые вредят всем. Подумай о том, какие из твоих действий могут изменить обстановку, например, есть ли у тебя возможность организовать рабочий профсоюз или хотя бы провести собрание, посвященное этим проблемам. Поговори со своими друзьями и членами семьи о том, как они тоже могут начать осознавать собственные привилегии.