Heroine собрал тексты, которыми вдохновлялся Гуаданьино, и фильмы, которые стоит увидеть, если тебя заинтересовала новая «Суспирия». Погружайся в мир ведьм, мистики и безумных танцев.
Почитать:
Жуткое – Зигмунд Фрейд
Эту статью Фрейд написал в 1919 году. В ней он рассматривает феномен человеческого страха.
Основная идея психоаналитика в том, что людям становится страшно не от встречи с неизвестным и непонятным, а наоборот – от столкновения с тем, что мы хорошо знаем.
На примере новеллы Эрнста Амадея Гофмана «Песочный человек» Фрейд разбирает механизм создания «жуткого». В основном это объекты, похожие на людей, но по ним нельзя однозначно сказать, живые они или мертвые. Это куклы, двойники, призраки, роботы, восковые фигуры. На таких образах и построено большинство фильмов ужасов.
Термин Фрейда «Жуткое» (нем. «Unheimlichkeit») позже заимствовали в своих статьях многие исследователи.
LTI. Язык третьего рейха – Виктор Клемперер
Книга немецкого филолога Виктора Клемперера рассматривает особенности языка в Третьем рейхе.
Свое исследование Клемперер писал сразу после войны – в 45-46 годах. За основу взял свои же дневники, которые вел, пока жил в еврейском гетто. Писатель обращал внимание на лексику, которую использовали СМИ, слова в объявлениях, фразеологические особенности разговорной речи в обществе того времени.
Клемперер показывает, как менялся язык и как он влиял на массовое сознание.
Образ шабаша ведьм и его истоки – Карло Гинзбург
Итальянский историк Карло Гинзбург специализируется в основном на изучении социальной истории и религиозных представлений в Европе конца Средних веков – начала Нового времени.
Статья «Образ шабаша ведьм и его истоки» появилась в «Анналах» в 1984 году. В ней он изучает ночные сборища ведьм и колдунов и то, как их оценивали современники.
Основная мысль, которую излагает Гинзбург, – изначально ведьмы воспринимались в массовом сознании нейтрально, а возможно, даже положительно. Люди считали, что колдунья может помочь им связаться с потусторонним миром. Позднее из-за действий инквизиции к ведьмам стали относиться с ненавистью и страхом.
Образ ведьминского шабаша — один из ключевых в «Суспирии», поэтому поклонникам фильма стоит обратить внимание на книгу Гинзбурга.
Посмотреть:
Суспирия, 1977
Разумеется, мы не могли не сказать об оригинале. Критики называли фильм Дарио Ардженто вершиной его творчества.
Сюжет «Суспирии», как ни странно, был навеян диснеевской «Белоснежкой». Жуткий эффект в картине 1977 года создается в основном за счет угнетающей музыки и контрастной цветовой палитры – кроваво-красной, ярко-синей, сочетания золотого и черного.
Не будем подробно углубляться в отличие оригинала от ремейка, чтобы не спойлерить. Тем более у тебя есть возможность сравнить их самой.
Лука Гуаданьино увидел постер «Суспирии» в 11 лет, а уже в 13 посмотрел сам фильм. Картина так впечатлила мальчика, что он долгие годы мечтал снять ремейк на нее.
Страх съедает душу, 1974
Этот фильм не имеет отношения к ужасам. С «Суспирией»-2018 их объединяет только то, что это тоже ремейк. Еще одна причина, по которой «Страх» оказался в этой подборке: Гуаданьино признавался, что вдохновлялся работами и интервью провокатора нового немецкого кино Райнера Вернера Фасбиндера.
Это одна из самых известных работ Фасбиндера. За основу картины взят сюжет классической мелодрамы «Все, что дозволено небесами».
«Страх съедает душу» — это еще и хорошее терапевтическое кино об отношениях. Немолодая уборщица заводит роман с молодым гастарбайтером из Марокко. Все против их союза: от героини отворачиваются дети, соседи шепчутся по углам, а владелец магазина отказывается ее обслуживать.
Экстаз, 2018
«Суспирии» не повезло выйти в одну осень с еще одним триллером, в котором большое место занимают танцы, – картиной Гаспара Ноэ «Экстаз». Хотя показаться похожими они могут только на очень поверхностный взгляд.
Выпускники академии танца готовят прощальное шоу. На последней репетиции они принимают наркотик, и танец превращается в нечто мистическое и ужасное. Посмотреть трейлер и подробнее узнать о фильме ты можешь здесь.