Талант — это больше, чем целенаправленная практика
Обширные исследования, проведенные американским когнитивным психологом Андерсом Эрикссоном, показали, что целенаправленная практика может быть ключом к развитию таланта. Он считал, что для того, чтобы стать экспертом в каком-то деле, человеку нужно осваивать его в течение 10 лет.
Но некоторые ученые не согласны с таким убеждением. Исследование, проведенное психологом Дэвидом Хэмбриком в 2014 году, показало, что талант — это больше, чем многолетняя целенаправленная практика. Он обнаружил, что она объясняет лишь 30% различий в результатах по игре в шахматы и музыке. То есть участники, которые не имели достаточной практики, во многих случаях обходили тех, кто уделял этим занятиям множество часов.
Он является набором определенных личностных качеств
Психолог Дин Кейт Саймонтон утверждает, что талант лучше всего рассматривать как набор личностных качеств, уникальный для каждого человека. Они могут ускорить приобретение опыта и повышают производительность при наличии определенного объема знаний. Другими словами, талант — это особенность, которая помогает человеку быстрее развиваться и получать большую отдачу от вложенных в какое-то дело сил.
Люди могут смешивать и сочетать свой уникальный набор характеристик, чтобы выразить один и тот же талант различными способами. К примеру, амбициозный и напористый от природы человек может написать книгу, которая станет бестселлером, но в то же время таким же талантом нередко обладают скромные и тихие люди.
Талант формируется миелином
Дэниел Койл, автор книги «Код таланта», считает, что способности человека определяются миелином — белком, который образует оболочку вокруг стволов нейроном мозга. Она действует как изоляция, препятствующая утечке электрических сигналов из путей между нейронами, что влияет на скорость и силу этих сигналов.
С точки зрения Койла, нервные пути с высоким содержанием миелина выполняют команды мозга более эффективно. Они активируются, когда человек повторяет одно и то же действие в течение некоторого времени. К примеру, когда ребенок начинает посещать первые занятия по музыке. Мозг, в свою очередь, получает сигнал, что повторяющийся нейронный путь важен, что способствует увеличению миелина, окружающего его. Таким образом, чем больше ребенок занимается музыкой, тем больше он раскрывает свой талант и задает для него основу.
Также Дэниел Койл считает, что на развитие миелина влияют и ошибки, которые человек совершает по мере выполнения какой-либо деятельности. Их исправление способствует тому, что мозг получает сигналы, что текущие нейронные связи, контролирующие действия, не оптимальны. Соответственно, он старается их исправить или укрепить посредством миелинизации.
Талант является сочетанием генетики и опыта
Мэтт Ридли, американский журналист, писал: «Гены — это механизмы опыта». Эта фраза описывает еще одно научное предположение о природе таланта.
По словам Скотта Каумана, психолога из США, не стоит считать залогом таланта исключительно генетику. Хоть гены и кодируют белки, которые являются строительными блоками для всего организма, они далеки от того, что принято считать талантом. Доктор Кауман говорит:
Экспрессия генов во многом зависит от окружающей среды. Каждый наш шаг меняет конфигурацию клеток тела. Соответственно, талант развивается посредством взаимодействия генов и окружающей среды.По словам Каумана, даже крошечные различия в сочетании генетики и внешнего мира могут привести к большим различиям на позднем этапе развития. К примеру, талант ребенка к баскетболу остается незамеченным до момента, пока не произойдет скачок роста в подростковом возрасте и его не отберут в школьную команду по этому виду спорта. Также талант может скрываться из-за особенностей развития человека. К примеру, если у него рано развивается экстраверсия, но в то же время недостаточная способность к речи, кажется, что его способностей не хватит для того, чтобы стать хорошим лидером. Но когда эти навыки приходят в гармонию, замечаешь, что он проявляет лидерские способности.
Таким образом, неравномерное развитие личных качеств может задержать появление таланта, заставив его в конечном итоге появиться из ниоткуда. По мнению Каумана, гены косвенно влияют на развитие таланта, мотивируя человека искать опыт, который, в свою очередь, будет развивать нейронные структуры мозга и физиологию, поддерживающие высокий уровень таланта.