Что такое культурная апроприация
Культурная апроприация означает присвоение чужих аспектов культуры. Чаще всего это относится к ситуации, когда члены доминирующей культуры берут элементы из тех культур, которые традиционно угнетали. Первоначально этот термин использовался социологами 90-х годов, когда они отмечали дискриминацию населения Канады, Австралии и США. Впоследствии его начали применять и в отношении других культур.
Если говорить о примерах апроприации в жизни, то чаще всего люди заговаривают о проблемах с маскарадными нарядами. В США костюм индейца на Хэллоуин — настоящее оскорбление, ведь коренное население планомерно уничтожалось на протяжении сотен лет, так что использование их головных уборов никак нельзя считать данью уважения.
Колонизаторы мало заботились о благополучии людей, чье жилище занимали, и выбирали только некоторые аспекты из жизни для заимствования. В 1800-х годах во время колонизирования Индии, члены британских семей, нанимавшие индианок в качестве слуг, считали интересными их наряды и гобелены, но запрещали им говорить на родном языке, а также ограничивали своих детей от общения с детьми другой расы.
Аппроприация серьезно отличается от культурного обмена: в первом случае люди использовали свою власть, а не просто делились деталями своей жизни. Конечно, линии могут размываться в зависимости от случаев, а заимствование становится серьезной проблемой, только когда это приводит к излишней фетишизации и дискриминации стереотипными высказываниями.
Люди высказывают свою любовь к культуре, но в реальности остаются предвзятыми
Знает ли Селена Гомес, для чего используется бинди индийскими женщинами? Осознает ли она духовный смысл этого украшения? Если человек бездумно использует тот или иной аспект без осознания его культурной значимости — тогда это определенно нельзя считать поддержкой и проявлением уважения к чужой культуре.
Хороший пример культурного обмена, а не аппроприации — участие в индийском празднике Дивали, древнем фестивале огней. На нем все участники, вне зависимости от их национальности, имеют возможность надеть традиционный сари, браслеты и украсить голову. Таким образом члены индийской общины помогают насладиться своей культурой, а также дают возможность узнать, что означает тот или иной символ в их культуре.
Важно отметить, что многочисленные заимствования от селебрити не значат, что мы не можем добиться равного культурного обмена. Однако, если не обращать внимание на дискриминирующие примеры, тем больше вероятность того, что наше общество станет еще более разобщенным. Сокращать целую расу до одного стереотипа — вопиющий расизм, который вредит нам всем.
Люди перестают различать, что к какой культуре относится
Не счесть тех анекдотов, которые утверждают, что между корейцами и китайцами нет большой разницы. Подобные стереотипные шутки только поддерживают впечатление о том, что все страны Азии похожи друг на друга. Яркий пример заимствования, из-за которого проблема только нарастает, — выступление Кэти Перри на AMA в 2013 году, где певица решила изобразить японскую гейшу в том виде, который словно сошел с шуточной открытки 50-х годов. Что удивительно, команда Кэти использовала в номере китайское традиционное платье — тем самым они бездумно сложили две разные культуры, имеющие абсолютно разное историческое наследие. Именно такие проявления апроприации увековечивают идею о том, что любую азиатскую культуру можно смешать с другой и этого никто не заметит.
Другой забавный пример — использование палочек для еды в качестве аксессуара для волос. В японской культуре прическа, заколотая палочками, в первую очередь, означает недавнюю смерть одного из членов семейства, но никак не украшение для выхода на красную ковровую дорожку, которое использовала Эмма Роберт на Met Gala.
Аппроприация усиливает сексуальную объектизацию
Чернокожие девушки, нанятые для тверка в клипах Майли Сайрус и Тейлор Свифт, используются как способ продвижения звезды, а не в качестве дани уважения к танцовщицам и их талантам. Так же как и подтанцовка в азиатском номере Кэти Перри, они представляют собой всего лишь сексуальные объекты. Все это происходит в ситуации, когда чернокожие женщины регулярно подвергаются жестокому обращению со стороны полиции, а до 60% азиатских женщин по крайней мере раз подвергались сексуальному насилию. Пока мы поддерживаем подобную репрезентацию в медиа, мы только укрепляем мысль, что люди цвета — менее достойны уважения, а это только увеличивает количество насилия.
Заимствования легко увидеть на музыкальных фестивалях, например, Coachella или Burning Man. Чужие культурные традиции используются в макияже, головных уборах, узорах мехенди и считаются частью моды этих мероприятий, хотя в реальности они обесценивают значимость явлений в чужой культуре.
Расы по-прежнему имеют разные привилегии
Одно из самых популярных явлений, осуждаемых чернокожими культурами, является прическа с дредами или брейдами у белых людей. Согласно опросам, чернокожим людям приходится выпрямлять свои волосы или стричь их максимально коротко, потому что работодатели в большей массе считают, что пышная прическа выглядит непрофессионально. Они тратят немало денег и времени на выпрямление волос — что, кстати, является очень вредной для здоровья процедурой из-за использования химикатов. В то же время у светлокожего сотрудника со схожей прической не будет проблем с трудоустройством, и его могут даже похвалить за удивительное чувство стиля и неординарность. Таким образом, используя традиционно «черную» прическу, люди абсолютно игнорирует контекст появления этих причесок, превращая элемент в очередной фетиш. В такой ситуации для проявления должного уважения стоит действительно изучить историю чужого народа, а также возникновения той или иной прически.
Мы живём не в то время, когда кто-то кого-то притесняет из-за расовой принадлежности (это есть, но явно не из-за ношения кимоно русским человеком или шапки-ушанки китайцем). Мне кажется, что тот или иной атрибут культуры сейчас можно использовать. Иначе, что же тогда свобода, если я не могу заплести себе дреды?
Благодаря вашей статье я перестала бояться и полюбила культурную апроприацию. Зиг хайль, ублюдки!
Теперь, перед тем как заплести волосы, нужно чекнуть привелегии… Ох как-бы никого не обидеть в мире обиженных
Я светлокожа русая девушка с голубыми глазами, мне никогда не кричали вслед: нигретоска, узкоглазая, чурка, чукча или эй, рыжая! (логично) но также в свой адрес я не слышала: беломазая))) Зато часто слышу как наши соотечественики посылают «лучики добра» в сторону других национальных меньшин. Прежде чем смеяться или возмущаться по поводу культурной апроприации, постарайтесь лучше разобраться в культуре тех, чьи элементы будете примерять на себя, что бы сделав очередное тату с красивым иероглифом, там не оказалась надпись: сортир или ещё что похуже))
Пусть вообще радуются, что их дикарская культура кому-то интересна.