Образ жизни
14 октября, 2016

Феминизм: тернистый путь женского равноправия

О том, чем современные борцы за женское равноправие отличаются от суфражисток и первопроходцев этого дела, и как развивается феминизм в России.

С термином «феминизм» возникает немало путаницы, так как все представляют его себе по-разному, хотя общую суть — борьбу за права женщин — улавливает все же большинство. Дело даже не в том, что существуют многие разновидности феминизма, а в том, что пройдя множество вех на пути своего развития, это течение меняло и корректировало собственные цели и задачи. Так что тот феминизм, который многие представляют в своей голове, мало общего имеет с конкретным современным явлением.

Если пройтись по основным этапам развития феминизма, то можно понять, что уже было сделано этим общественным движением и что стоит на повестке дня сейчас. «Борьба за права женщин» — слишком размытое определение, чтобы удовлетворить пытливый ум.

Протофеминизм

Феминистические идеи возникали в обществе с самого начала зарождения культуры (так, например, некоторые находят идеи полового равенства у Платона и в учениях буддизма), однако они носили частный характер, то есть появлялись разово, у какого-либо конкретного мыслителя или автора и не получали широкое распространение и поддержку.

Первые настоящие активистки, которые обрели поддержку, появились в конце XVIII — начале XIX века, во времена Войны за независимость в США и появления реформаторского движения в Европе.

Когда наступили бурные социальные времена, то на сцену вышли сильные и яркие женщины.

К сожалению, в такой форме предтечи феминизма и остались: волевая женщина приковывает к себе внимание, собирает небольшое количество безымянных поклонниц, однако мало что может сделать в одиночку.

Первая волна

Считается, что полноценное зарождение феминизма, а не единичные случаи провозглашения феминистских идей, датируется второй половиной XIX века. Именно тогда о правах женщин стали задумываться не единицы, а сотни и тысячи человек. В это время появляются социально активные суфражистки.

Чем отличается суфражистка от феминистки? Ответ очень прост: движение суфражисток боролось за вполне конкретный перечень прав, необходимых для эмансипации женщин. Они хотели получить возможность голосовать, получать образование и владеть собственным имуществом в браке. Не такой уж и большой список, а о каких-то равных правах и возможностях с мужчинами речи тогда и не шло — хотя бы немного разрешили, и то уже хорошо.

Суфражистки привлекали к себе внимание своим поведением, демонстрирующим, что они готовы показать зубы в борьбе за свои права. Они приковывали себя к оградам, устраивали голодовки, ложились на рельсы и устраивали демонстрации. Так и запомнились своими эксцентричными выходками, которые сейчас бы назвали перформансом, однако своего все же добились. С конца XIX века женщины во всем мире начали постепенно получать желаемое. К слову сказать, процесс затянулся, и многие арабские страны до сих пор не предоставили своим гражданкам ни возможности сходить на выборы, ни обучаться в университете, ни купить квартиру или машину.

Вторая волна

Вторая волна феминизма накатила в 60-е годы XX века, когда мир свободно вздохнул после войны и начал ослаблять туго затянутый пояс строгости и самодисциплины. Основные права в большинстве стран цивилизованного мира женщины получили, однако для комфортного существования этого не хватало. «Вторая волна» сконцентрировалась на социальном неравенстве, на угнетении и дискриминации женщин. Хотя формально женщины могли получать образование и работу, на деле им практически невозможно было устроиться кем-либо, кроме представителей традиционных женских профессий, например, гувернантками или официантками. На любую серьезную работу выше уровня обслуги женщин просто не брали даже при наличии бумаг о соответствующем образовании.

В это время феминизм обзаводится мощной теоретической и философской базой, которая во многом актуальна до сих пор. Кроме того, впервые феминизм затрагивает вопросы женской сексуальности (и гомосексуальности), а также определяет гендер как характеристику человека, не всегда совпадающую с его физическим полом.

Третья волна

Последняя волна феминизма продолжается до сих пор, однако активность на этом фронте позволяет предположить, что в скором времени она перерастет в четвертую. Началась же она в мировом масштабе с 90-х годов.

Что характерно для современного феминизма? Во-первых, он стал всеобъемлющим. Помимо социальных, политических и юридических аспектов, феминизм просочился во все сферы деятельности человека и сейчас является скорее образом жизни и мысли, нежели конкретным движением.

Во-вторых, феминизм разделился на множество ответвлений, некоторые из которых даже противоречат друг другу: от самых радикальных до либеральных и мягких.

У каждого течения помимо собственного названия есть и определенные цели, программа и постулаты, которые могут быть совершенно не связаны с остальными феминистическими течениями.

В-третьих, феминизм переставил акцент с борьбы за права женщин на полное равноправие. То есть, права мужчин теперь тоже в фокусе феминизма. Например, многие течения феминизма выступают за отмену мужской воинской обязанности в странах, где она есть, чтобы в армию могли идти те, кто хочет, независимо от пола. К тому же появляется огромное количество феминистически настроенных мужчин, которых раньше были лишь единицы.

В-четвертых, само определение феминизма трактуется несколько иначе. Дело в том, что мало получить равные права, нужно еще и иметь равные возможности, чтобы их использовать. К примеру, женщины сейчас имеют равные права с мужчинами в работе, однако по статистике их реже берут на высокооплачиваемые должности, а зарплата на аналогичной позиции у мужчины и женщины может сильно отличаться даже в самых передовых европейских странах. На данный момент женщины борются за равные возможности, за защиту от насилия и право распоряжаться собственной сексуальностью.

В России

У нас дела с феминистическими движениями обстояли несколько иначе, чем в остальном мире. До 1917 года все протекало параллельно, суфражистки не раз мелькали в исторических российских хрониках, однако Советская Россия своеобразно воплотила в жизнь феминистическую мечту. После революции женщины не только получили избирательное право, но и полностью уравнялись с мужчинами — как катком проехало, без учета гендерных особенностей. В Советском Союзе женщины работали в тяжелой промышленности, вкалывали в шахтах и на других тяжелых работах — особенно во время войны и после. Ведь если бы такого равноправия не было, то страну восстановить не получилось бы, так что это скорее был «феминизм вынужденный», формальный.

Формальный феминизм не может существовать без строгого контроля, так что после развала Советского Союза всё разом вернулось на сексистские круги. К началу XXI века ситуация несколько стабилизировалась, и Россия по своему развитию общественных движений несколько придвинулась к западу, однако специфика менталитета и память о недавнем опыте СССР не дает многим воспринимать феминизм всерьез.

На данном этапе феминистическое движение в России развивается благодаря отдельным личностям и высокому уровню их информационной грамотности. То есть женщина или девушка приходит к феминизму самостоятельно, без агитаций. Это наиболее естественный, хотя и не очень быстрый путь.

Противостояние

Феминистки всегда встречали противников на своем пути, однако полноценные общественные движения со своей идеологией и теоретической базой начали появляться лишь во времена «второй волны». Большая часть таких объединений пассивно-агрессивны и не ведут никакой конкретной работы или агитации против феминистического движения или за борьбу какой-либо конкурирующей идеологии.

Активные маскулисты (антифеминисты, сексисты) начали появляться во времена «третьей волны». В основном они выступают против конкретных течений феминизма, чаще всего — против радикальных, как ущемляющих их права и перехватывающих в каких-то вопросах через край. В России данные объединения обладают собственной спецификой, так как равняют все подразделения феминистического движения под одну гребенку.

Основные вопросы, по которым антифеминисты считают себя ущемленными, — это разница в пенсионных возрастах, призыв в армию, алименты и оставление ребенка с матерью при разрыве брака.

Таким образом, отталкиваясь от этих пунктов и игнорируя остальные, они приходят к выводу, что женщины не только уже добились всех возможных равных прав, но и получили их больше, чем мужчины.

Теоретической или философской базы у данных движений нет, так что активисты этих движений используют возведение частных случаев в общие тенденции, чтобы вести свои диалоги и агитацию. Например, если одна женщина в N-ской области убила своего ребенка, то все женщины к этому склонны. Кроме того, они широко переняли и даже расширили арсенал агрессивных приемов у самых радикальных представителей общественных движений. Женщин, к примеру, они чаще всего называют оскорбительными терминами собственного сочинения, из которых «вагинальная паразитка» — это самое мягкое. Таким образом, большая часть их выступлений сводится к скандалам, самопиару и перевода от общих вопросов к деталям.

Впрочем, большая часть членов этих сексистских движений также являются пассивно-агрессивными с акцентом на слово «пассивно». Действительно серьезного противостояния феминизму на данный момент не существует, кроме самих социальных устоев.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: