Что понимают под словом артхаус
Главное, что нужно знать: артхаус – не конкретный жанр, а понятие, причем очень общее. С течением времени его критерии постоянно меняются. Отчасти поэтому, несмотря на то, что это слово слышал почти каждый, мало кто может внятно объяснить, что оно означает.
Противопоставление развлекательного и интеллектуального кино началось еще в 20-е годы прошлого века. Термин «артхаус» появился в США ближе к 50-ым – так называли кинотеатры, в которых показывали иностранные фильмы, американские независимые картины и классические довоенные ленты Голливуда.
Во второй половине 20-века в США под артхаусом чаще всего понимали европейское кино, но под эту категорию попадали также экспериментальные, короткометражные, порнографические, малобюджетные, независимые и другие фильмы.
Сегодня артхаусом называют в основном авторское, фестивальное кино. Есть несколько признаков, по которым можно определить артхаусную картину, но все они условны:
- малобюджетное кино (хотя есть ленты с внушительным бюджетом);
- авторское кино – в котором один человек является режиссером, сценаристом и полностью подчиняет себе весь съемочный процесс;
- «кино не для всех». Это самое распространенное определение. Артхаусные фильмы принято считать исключительно интеллектуальными, сложными для восприятия. Многие картины именно такие, но не всегда. Есть авторские фильмы с понятным сюжетом без сложных аллюзий, например «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн.
- фильмы, не попавшие в широкий прокат. В последнее время и этот критерий становится несостоятельным, особенно после двух работ Андрея Звягинцева, которые показывали в кинотеатрах, — «Левиафан» и «Нелюбовь».
Как видишь, любое из распространенных определений артхауса неполноценно. Каждый вкладывает свой смысл в это понятие. Режиссер Такеши Китано шутил, что сегодня артхаус – это все, что не похоже на «Мстителей». Пожалуй, единственное, с чем прочно связывают артхаусные фильмы, – личность автора.
Можно ли разбираться в артхаусе
Слова о том, что кто-то любит или не любит артхаус, разбирается или не разбирается в нем, не имеют смысла. К этой категории относят абсолютно разные фильмы: это может быть трагикомедия «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона или ужасы, как «Антихрист» Ларса фон Триера, социальная драма, игровое кино, да что угодно.
Рассуждать об отличительных чертах и предпочтениях можно лишь в контексте творчества конкретных режиссеров: восхищаться Балабановым, не понимать Тарковского.
Артхаус по-прежнему «кино не для всех», но при этом он настолько разнообразен, что каждый может найти в нем то, что ему понравится.
С чего начать знакомство с артхаусным кино
Самый простой способ быть в курсе новинок немейнстримного кино – следить за фестивалями. Помимо Берлинского, Каннского, Венецианского, есть еще много влиятельных конкурсов независимого кино. Чтобы совсем упростить себе задачу, можешь ориентироваться по призерам, хотя то, что фильм не оценили критики фестиваля, не всегда значит, что он плохой. Перед просмотром стоит обязательно почитать о режиссере и его работах. Здесь как с походом в музей – можешь пойти без подготовки и бессмысленно пялиться на непонятные картины, но лучше заранее познакомиться с художником, временем, в котором он творил, чтобы считать язык его творчества.
Читай рецензии, только профессиональных кинокритиков, а не авторов на «Кинопоиске». В случае с артхаусом спойлеры не только не портят впечатление, а часто помогают понять картину и обратить внимание на важные детали.
Если боишься, что из-за обилия теории не сможешь отличить свои настоящие впечатления от мнения критиков, сначала посмотри фильм, а потом читай о нем. Правда, после этого картину, скорее всего, придется еще раз пересмотреть, но так и должно быть – искусство требует интеллектуальной работы.
Что касается конкретных фильмов, несколько имен мы тебе уже перечислили. Классиков вроде Годара, Феллини, Бертолуччи ты без труда найдешь сама. А сориентироваться в русском авторском кино поможет наша статья.