Что понимают под словом артхаус
Главное, что нужно знать: артхаус – не конкретный жанр, а понятие, причем очень общее. С течением времени его критерии постоянно меняются. Отчасти поэтому, несмотря на то, что это слово слышал почти каждый, мало кто может внятно объяснить, что оно означает.
Противопоставление развлекательного и интеллектуального кино началось еще в 20-е годы прошлого века. Термин «артхаус» появился в США ближе к 50-ым – так называли кинотеатры, в которых показывали иностранные фильмы, американские независимые картины и классические довоенные ленты Голливуда.
Во второй половине 20-века в США под артхаусом чаще всего понимали европейское кино, но под эту категорию попадали также экспериментальные, короткометражные, порнографические, малобюджетные, независимые и другие фильмы.
Сегодня артхаусом называют в основном авторское, фестивальное кино. Есть несколько признаков, по которым можно определить артхаусную картину, но все они условны:
- малобюджетное кино (хотя есть ленты с внушительным бюджетом);
- авторское кино – в котором один человек является режиссером, сценаристом и полностью подчиняет себе весь съемочный процесс;
- «кино не для всех». Это самое распространенное определение. Артхаусные фильмы принято считать исключительно интеллектуальными, сложными для восприятия. Многие картины именно такие, но не всегда. Есть авторские фильмы с понятным сюжетом без сложных аллюзий, например «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн.
- фильмы, не попавшие в широкий прокат. В последнее время и этот критерий становится несостоятельным, особенно после двух работ Андрея Звягинцева, которые показывали в кинотеатрах, — «Левиафан» и «Нелюбовь».
Как видишь, любое из распространенных определений артхауса неполноценно. Каждый вкладывает свой смысл в это понятие. Режиссер Такеши Китано шутил, что сегодня артхаус – это все, что не похоже на «Мстителей». Пожалуй, единственное, с чем прочно связывают артхаусные фильмы, – личность автора.
Я бы раскрыл понятие «артхаус» так: это кино, где определяющей оказывается фигура автора, который создает свой мир, пытается говорить своим языком и относится к тому, что он делает, как к произведению искусства, – отмечает кинопрокатчик, продюсер, телеведущий Сэм Клебанов. — Оно может и не получиться: артхаус — это не всегда знак качества. Это просто указание на то, что люди пытались как-то по-особенному сказать о чем-то важном.
Можно ли разбираться в артхаусе
Слова о том, что кто-то любит или не любит артхаус, разбирается или не разбирается в нем, не имеют смысла. К этой категории относят абсолютно разные фильмы: это может быть трагикомедия «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона или ужасы, как «Антихрист» Ларса фон Триера, социальная драма, игровое кино, да что угодно.
Рассуждать об отличительных чертах и предпочтениях можно лишь в контексте творчества конкретных режиссеров: восхищаться Балабановым, не понимать Тарковского.
Артхаус по-прежнему «кино не для всех», но при этом он настолько разнообразен, что каждый может найти в нем то, что ему понравится.
1С чего начать знакомство с артхаусным кино
Читай рецензии, только профессиональных кинокритиков, а не авторов на «Кинопоиске». В случае с артхаусом спойлеры не только не портят впечатление, а часто помогают понять картину и обратить внимание на важные детали.
Если боишься, что из-за обилия теории не сможешь отличить свои настоящие впечатления от мнения критиков, сначала посмотри фильм, а потом читай о нем. Правда, после этого картину, скорее всего, придется еще раз пересмотреть, но так и должно быть – искусство требует интеллектуальной работы.
Что касается конкретных фильмов, несколько имен мы тебе уже перечислили. Классиков вроде Годара, Феллини, Бертолуччи ты без труда найдешь сама. А сориентироваться в русском авторском кино поможет наша статья.
Есть ли у тебя любимые фильмы, которые можно отнести к артхаусу?