Что такое форнифилия
Форнифилия – это практика, в которой тело человека, часто обнаженное, используется в качестве стола, стула, табурета для ног, торшера или любого другого предмета мебели. Иногда в искусстве вместо живых людей в мебель превращают скульптуры, изображающие человека.
Термин forniphilia придумал художник-фетишист и фотограф Джефф Горд в 1998 году. Вот что он сам говорил об этом фетише:
Мне всегда нравилась мысль об использовании женщин в качестве предметов мебели… Я думаю, это мысль о том, что такое сильное сексуальное существо полностью под контролем.
Горд особенно увлекался связыванием, оставляя своих моделей неподвижными в течение долгого времени. При этом он подчеркивал, что форнифилия – опасная практика и ее не стоит использовать неподготовленному человеку.
Форнифилия как БДСМ-практика привлекает своих последователей возможностью испытать доминирование либо подчинение, в зависимости от того, какую роль выбирает человек – хозяина или мебели.
Человеческая мебель – образ, широко тиражируемый в искусстве, причем там он возник задолго до того, как Горд придумал термин форнифилия. С его помощью художники передают идеи объективации, доминирования и унижения.
Примеры форнифилии в искусстве
Фото Сальвадора Дали
Сальвадор Дали активно сотрудничал с медиа, выпуская свои журналы и снимаясь для других. В 1947 году он фотографировался для издания Look. На одном из снимков художник сидит за столом, на котором лежит обнаженная женщина. На ней бумаги для записей и флакон с чернилами.
«Вешалка для шляп, стол и стул» Аллена Джонса
Одним из самых ярких примеров форнифилии в искусстве стала композиция из скульптур поп-художника Аллена Джонса, которую он выставил в 1970-м году. Это три белые полуобнаженные женские фигуры. Одна из них стоит на четвереньках со стеклянной столешницей на спине, другая связана в форме стула, а третья стоит с разведенными руками, как подставка для шляп. Чтобы сделать эти скульптуры, Джонс сотрудничал с компанией, которая создает экспонаты для музея мадам Тюссо.
Работы Аллена Джонса стали международной сенсацией во многом благодаря протестной реакции на них со стороны феминисток.
Вот что писал о скульптурах Джонса искусствовед Марко Ливингстон в 2004 году:
Более чем три десятилетия спустя эти работы все еще несут мощный эмоциональный заряд, опутывая психологию и сексуальный кругозор каждого зрителя независимо от возраста, пола или опыта. Но несколько мгновений размышления должны сделать очевидным, что эти произведения являются проявлениями фантазии и воображения, и что они высмеивают мужские ожидания.
Фильм Стенли Кубрика «Заводной апельсин»
Увидев выставку Аллена, Стенли Кубрик обратился к художнику, чтобы попросить его изготовить подобные скульптуры для его нового фильма «Заводной апельсин». Джонс отказался, но разрешил использовать придуманные им образы в фильме. В одной из сцен герои картины сидят в баре Korova Milk, а вокруг мебель из белых женщин. Это усилило атмосферу ультра-насилия, которой наполнена кинолента.
«Стул» Бьярне Мельгаарда и скандал с Дашей Жуковой
В 2014-м году норвежский художник Бьярне Мельгаард переосмыслит работу Аллена Джонса, создав свой «стул» в виде темнокожей женщины. Настоящим скандалом стало появление произведения Мельгаарда на сайте журнала Buro 24/7 и сидящей на нем Дашей Жуковой – модельером и основательницей музея современного искусства «Гараж» в Москве. Дашу обвинили в расизме, она была вынуждена извиниться, а журнал удалить фотографии.
Выставка Каталины Оуянг
В 2016-м году художница азиатского происхождения Каталина Оуянг представила в Сент-Луисе выставку «Элегия для Марко». В качестве подставок для экспонатов – небольших скульптур из белого мрамора — выступали белые мужчины. Своим перформансом Оуянг показывала зрителю альтернативную вселенную, в которой те, кто исторически угнетал и объективировал азиатских женщин, оказались на их месте.
Клип Карди Би на песню Up
В начале февраля Карди Би представила новый клип на песню Up. В одном из кадров полуобнаженная артистка поет, лежа на стеклянной прозрачной столешнице, закрепленной на спине белого обнаженного мужчины, стоящего на четвереньках. Смысл сцены тот же, что и у выставка Каталины Оуянг – доминирование над патриархатом и расизмом.