1. Я об этом знала
Не стоит заявлять, что ты уже осведомлена о проблеме, когда сталкиваешься с критикой.
Во-первых, это заставляет тебя выглядеть неуверенно, будто ты оправдываешься перед собеседником. Во-вторых, подобное поведение часто рассматривается как защитный механизм, который выдает то, что критика зацепила тебя за живое или попросту тебе не понравилась. В-третьих, если сказать эту фразу раздраженным тоном, она звучит пренебрежительно и высокомерно, что не способствует качественному общению.
Вместо того чтобы убеждать собеседника, что ты и так в курсе событий, выслушай его и дай свой комментарий, сохраняя спокойствие.
2. Ты просто придираешься
Эта фраза — классический прием, который помогает обвинить окружающих в своих проблемах. Но такой подход к диалогу выдает неумение брать на себя ответственность или неуверенность в собственных силах.
Не стоит использовать ее, даже если человек по-настоящему к тебе придирается. Попроси его привести веские доводы, которые могли бы подкрепить его мнение, а также не спорь и не оправдывайся.
Не показывай, что человек тебя задел, обвиняя его в придирчивости. Оставайся спокойной и хладнокровной, выслушивая критику. Такая реакция даст ему понять, что тебе всё равно. Возможно, это заставит его прекратить придирки и неприятные комментарии.
3. Но я всегда так делала
Это еще один распространенный ответ, к которому мы прибегаем, когда критика выбивает из колеи. Он демонстрирует сопротивление, желание доказать свою правоту и, возможно, боязнь перемен.
Дело в том, что в состоянии стресса люди не всегда могут смириться с тем, что им нужно поступать по-новому или пересмотреть свои убеждения. И поэтому, столкнувшись с критикой, они воспринимают ее в штыки и не прислушиваются даже к полезным предложениям.
Не стоит говорить: «Но я всегда так делала». Лучше выслушай комментарии собеседника и спроси, может ли он предложить тебе варианты, как лучше поступить. Необязательно действовать так, как он скажет. Однако такой подход поможет распознать, является ли критика конструктивной, и показать, что она тебя ни капельки не задела.
4. Ты не понимаешь
Не стоит занимать оборонительную позицию, когда имеешь дело с критикой. Она показывает, что слова собеседника тебя ранят.
Вместо того чтобы доказывать, что он чего-то не понимает, предложи ему тщательнее обсудить проблему. Попроси уточнить, почему он думает так, а не иначе. Расспроси, какие выходы из ситуации он видит. Это поможет лучше понять его точку зрения, а заодно разобраться, стоит ли прислушиваться к его словам.
5. Ты просто пытаешься сбить меня с толку
Бывает, что прибегаешь к этой фразе, когда чувствуешь, что не можешь справиться с критикой. Так происходит, когда слова собеседника звучат обидно или унизительно.
Но нередко случается, что человек, дающий тебе обратную связь, вовсе не хочет тебя задеть. Наоборот, он говорит о чём-то, чтобы помочь тебе стать лучше. Стоит постараться отделить свои чувства от слов собеседника и отказаться от использования этой фразы в диалоге.
6. Я в этом не виновата
Эта фраза — еще один способ занять оборонительную позицию и отрицать ответственность. Она может быть и криком о понимании, которого мы ожидаем от собеседника.
Вместо того чтобы доказывать, что ты не виновата, стоит подумать над принятием собственных ошибок. Или привести веские доводы, которые покажут, что в сложившейся ситуации ты ни при чём.
7. Я ничего не могу сделать правильно
Не стоит прибегать к этой самоуничижительной фразе, когда имеешь дело с критиком. Даже если говоришь ее в саркастичном тоне. Она является отражением того, что тебе некомфортно от слов собеседника и что, возможно, он оказался прав.
Не говори о том, что не можешь чего-то. Постарайся либо убедить человека, что ты всё сделала верно, либо промолчи и поступай так, как считаешь нужным.
8. Ты тоже не идеален
Намекать критику, что он тоже не идеален — это значит признаться в низкой самооценке, неуверенности или том, что он оказался прав.
Эта фраза никогда не помогает справиться с неприятными комментариями. Зато нередко становится причиной конфликтов и обид. К тому же в большинстве случаев она попросту неуместна, так как является переходом на личности.
9. Как угодно
Эта фраза воспринимается как открытое пренебрежение, поэтому разозлит любого человека, а не только заядлого критика. Она показывает, что ты не готова обсуждать проблему и хочешь «слить» собеседника, лишь бы избежать трудного разговора.
Не используй эту фразу, если хочешь выглядеть уверенно и эффективно общаться. Лучше работай над самооценкой, чтобы не принимать критику близко к сердцу. Также учись понимать чужую точку зрения и признавать, что человек, который дает тебе обратную связь, может быть прав.