Джудит Либер — это не просто имя модного дома, известный аромат или дизайнер, известный своей страстью ко всему необыкновенному. За этим именем скрывается история женщины, добившейся успеха благодаря следованию своей страсти. На счету Либер 3500 сумок с самым разнообразным дизайном, стоимость которых достигает 4000 $. Небольшие металлические клатчи, выполненные в самых неожиданных формах и украшенные множеством стразов, навсегда остались визитной карточкой Либер. Прошло уже 70 лет с тех пор, как дизайнер вышла замуж за американского солдата Второй мировой войны и переехала из еврейского гетто вместе с 60-ю другими людьми, пережившими Холокост, в Нью-Йорк. В свои 26 лет Либер не имела ничего, кроме маленького ящика с инструментами и возможности заниматься созданием своих аксессуаров.
Именно тогда Либер и решила стать «сумочной леди».
Мы решили углубиться в историю жизни легендарной создательницы клатчей и настоящей бизнесвумен Джудит Либер.
Джудит Пето родилась в 1921-м году в Будапеште. Будучи подростком, она покинула родной город и отправилась учиться в королевский колледж в Лондоне, где изучала химию и косметическую индустрию. Отец Джудит — банкир, выбрал такое место обучения, решив, что грядущая война не затронет Лондон, но несмотря на это, девочка, приезжавшая домой на летние каникулы, все равно избрала другой путь:
Гитлер разбил Польшу в 1939, и несмотря на то, что Либер все еще была там зарегистрирована, она отказалась покидать семью. Чтобы отвлечь себя от ужасов войны, Либер принялась за работу. Родительские связи помогли устроить Джудит в престижную компанию по изготовлению аксессуаров. Здесь Либер научилась резать и формировать кожу, делать образцы, а после оформлять готовые сумки. Либер решила как можно лучше освоить свое дело и прошла обучение от подмастерья до настоящего профессионала. Зеленый ящик с инструментами, содержащий основные элементы, позволяющие ей создавать сумки, был частью ее диплома.
В это время многие из родственников Джудит находились в концлагерях в самых разных частях Европы. Нацистские солдаты убили троих родственников Либер, отказавшихся носить еврейскую желтую звезду, а сам отец Джудит был привлечен к работе в лагере. Семья Либер боялась, что его заморят голодом, что условия работы будут невыносимыми или? что его просто застрелят. Поэтому мать Либер договорилась об отправлении своего мужа обратно в Будапешт, где впоследствии они жили под юрисдикцией Швейцарии. Либер пришлось оставить свою любимую работу и жить в квартире с 25-ю другими людьми.
Несмотря на тяжелую политическую ситуацию и тот факт, что евреи испытывали постоянные гонения, а тем временем для них создавались лагеря смерти, Либер продолжала искать возможность восстановить свою жизнь. Джудит смогла использовать некоторые связи, чтобы сотрудничать с американским посольством — теперь она создавала сумки для них. Зарабатывая доллары, Либер наконец смогла покупать еду и все необходимое для ее семьи. В это же время Джудит привлекла внимание своего будущего мужа Герсона Либера, вместе с которым они переехали в Нью-Йорк, где впоследствии Либер смогла развивать свою карьеру.
Именно Герсон посоветовал Либер работу на электрической швейной машинке, но Либер, которая знала только свои инструменты, предпочла работать в Garay & Co. Несмотря на то, что таланта и креативности Джудит хватило бы, чтобы создать собственный бренд, ей приходилось работать над аксессуарами, имитирующими популярный в Европе дизайн. Разочарованная Либер искала возможности создавать свои собственные вещи. Именно в этот момент судьба свела ее с Филипом Лаблайнером — руководителем объединения, занимающегося созданием сумок. Придя к нему, Либер заявила, что хочет создавать сумки по собственной технологии. Вскоре ей удалось познакомится с Нетти Розенштейн, известной своим дизайном маленького черного платья и бижутерии.
В 1948-м году Джудит Либер начала свой новый карьерный путь с должности ассистента по созданию образцов, а вскоре решила открывать свой собственный бренд в Нью-Йорке.
После того, как в 1953-м году первая леди США Мейми Эйзенхауэр вышла в свет с сумкой, украшенной жемчугом, сделанной Либер, репутация нового дизайнера необыкновенно возросла. Тогда Нетти Розенштейн позволила Либер заниматься тем, что у нее хорошо получается. Благодаря работе с Розенштейн, Джудит смогла завязать знакомство с редакторами модных журналов, а ее имя теперь было на слуху. Но Либер не хотела двигаться дальше. Отказавшись работать в крупной компании во Флоренции, она продолжала искать себя.
В 1960-м Герсон Либер предложил жене собственный бизнес. Им пришлось взять все свои сбережения, составляющие 5000 $, занять еще 7000 $ у отца Джудит и положиться на ее талант и репутацию. Денег хватило на несколько месяцев работы и четырех рабочих. Поначалу Джудит создавала простые сумочки из кожи и шелка, покупая изысканные материалы. Работая в небольшом офисе в восточной части Нью-Йорка, Либер нуждалась в покупателях. Просмотрев все свои контакты, она стала приглашать потенциальных клиентов.
Джудит училась на своих ошибках, понимая, что необходимо следовать трендам. Ее первая коллекция из зеленой кожи не пользовалась успехом, а вот следующая — из черной крокодиловой кожи была распродана почти мгновенно. Либер делала все, чтобы поддержать свой бизнес, который помог ей выжить. Она боролась с неприятностями, сравнивая свою работу с тем временем, когда ей приходилось прятаться от нацистов. В это время муж Либер был довольно успешным художником и помогал ей управлять созданным брендом. К счастью, благодаря знаниям, переданным ей отцом-финансистом и бабушкой, которая управляла фабрикой по изготовлению шляп в Вене, Либер обладала отличными способностями в области продаж.
Джудит Либер умело сочетала прагматизм и изобретательность, что и помогло ей сохранять стиль и держаться наверху.
Однажды позолоченная кожа, которая должна была прийти из Италии, оказалась некачественной, так как технология нанесения краски в послевоенный период была не самая современная. Джудит опять столкнулась с ужасным зеленым цветом. Тогда дизайнер решила покрыть поверхность сумок небольшими кристаллами. Новый дизайн подарил обыкновенным сумкам неземной блеск, и так на свет появились сумки на цепочке. Либер экспериментировала с формами и декоративными элементами.
Либер решила расширить границы используемых материалов. В ее арсенале была не только кожа, но и ракушки, японский шелк и стразы Сваровски. Одной из любимых работ Либер была сумка в форме пингвина, на которую ее вдохновил друг, недавно вернувшийся из Арктики. В каком-то смысле Либер пыталась найти вдохновение для своих аксессуаров в работах мужа.
Сумки Джудит Либер пользовались популярностью среди таких звезд, как Грета Гарбо, Клодетт Колбер, Мэри Тайлер Мур, Линда Картер и Джоан Риверз. Все они носили сверкающие сумки Либер в фильмах, на церемониях и прочих специальных мероприятиях. Модная мастерская Либер теперь занимала площадь размером в 20 000 квадратов недалеко от Эмпайр-стейт-билдинг. Либер завела дружбу со знаменитостями, путешествовала по стране, презентуя свою коллекцию, а в 1993 получила премию за Жизненные Достижения от Американского Совета Модельеров — это стало первым случаем присуждения премии дизайнеру сумок.
Но времена менялись, а ручное производство становилось делом исключительного таланта.
В марте 1993 лондонская компания Time Products купила бренд Либер за 18 миллионов долларов, и сама Либер вышла на пенсию в 1998-м. В данный момент бренд аксессуаров Либер принадлежит сообществу авторитетных брендов, до сих пор выпускающих, вдохновленные дизайном Либер, сумки по цене до 7000 $.
В 2005 Герсон Либер открыл музей, посвященный творчеству Джудит, где ее сумки собирают полные залы посетителей. Главная концепция музея — показать по одному экземпляру каждого из 3500 различных дизайнов. Музей обновляет коллекцию каждый год, так как новые сумки поступают от коллекционеров, поклонников и винтажных онлайн-аукционов. В течение лета Либер организовывает ежегодные чайные вечеринки, где для ее поклонников организовывается тур по музею.
Прошло столько лет, но до сих пор никто не делает таких сумок, как Джудит Либер — дизайнер и женщина, пережившая Холокост.