Героини

Наваль ас-Саадави: египетская феминистка, которую не испугали ни травля, ни аресты

0
В марте 2021 года не стало иконы египетских феминисток Наваль ас-Саадави — ей было 82 года. Писательницу называли «Симоной де Бовуар арабского мира». Она не стеснялась говорить на темы, которых сторонились ее соотечественники: притеснение женщин, обрезание девочек — она, к слову, сама подверглась калечащей практике в раннем возрасте.

Саадави получила множество международных наград за вклад в литературу. Наваль также была номинирована на Нобелевскую премию. Но главный приз, который был ценнее всех — доверие и внимание сотен тысяч женщин, которого феминистка не лишилась даже после арестов. Рассказываем, что нужно знать о выдающейся египетской активистке.

Ее не сломили детские травмы

Наваль ас-Саадави родилась 27 октября 1931 года в небольшой деревушке Кафр-Тахла. Ее мать и бабушка были из турецкой зажиточной семьи, а отец долгое время работал в Министерстве образования.

Родня Наваль тяготела то к традиционным, то к прогрессивным идеям. Так, будущей феминистке еще в 6 лет пришлось пережить обрезание, а в 10 ее пытались выдать замуж. Девочка чернила зубы, чтобы отпугнуть женихов — позже мать поняла, что дочери не по душе типичная для тысяч египтянок жизнь и поддержала ее выбор.

Несмотря на то, что чета Саадави соблюдала травмирующие ритуалы, отец научил Наваль отстаивать свое мнение — он же поощрял ее стремление учиться. Правда, потом она узнала от своей бабушки, что было бы лучше, если бы она родилась мальчиком.

Девочка — это проклятье. Один мальчик стоит как минимум пятнадцати девочек.

— утверждала родственница.

Позже Наваль вспоминала об этом разговоре как о случае, когда она топала ногами от ярости. Всю боль, пережитую в детстве, Саадави описывала в книгах. Например, в работе «Скрытое лицо Евы» феминистка рассказывала о том, что чувствовала, когда ее подвергли калечащей операции на гениталиях.

Меня травмировали в детстве, но эта глубокая рана на моем теле никогда не заживала.

Позже Наваль не раз поднимала неудобную тему и отмечала, что даже европейские женщины сталкиваются с подобным издевательством, но иначе.

Здесь женщин притесняют тоньше, незаметнее. Если мы возьмем женское обрезание, при котором удаляется клитор, то поймем, что в Египте его проводят физически. А тут (в Европе — прим. ред.) его убирают воспитанием и психологией. Даже если у женщины есть клитор, его по факту нет: он был удален теорией Фрейда и культурой.

Поначалу против идей Саадави протестовали чиновники и даже главы государства, однако в 2008 году египетские власти запретили женское обрезание в стране. Не последнюю роль в этом сыграла Наваль.

Сама распоряжалась своей судьбой

Иногда Наваль приходилось делать то, чего от нее ожидали, например, идти учиться на ту специальность, к которой она поначалу не чувствовала интереса. Саадави всегда хотела писать книги — родственники уговорили ее отучиться на врача. Спорить ей было трудно — родители женщины рано умерли, и активистке приходилось заботиться о младших братьях и сестрах. Уважаемая и оплачиваемая работа доктора могла бы облегчить ее жизнь.

При этом будущая писательница все равно находила время для того, чтобы описать мысли и переживания.

Я писала всю свою жизнь. Что меня вдохновляло — так это недовольство окружением.

— скажет она в 2011-м.

Кроме того, она трижды выходила замуж и разводилась — всегда по своей воле, что немыслимо в условиях арабского патриархата. Сама Наваль гордо говорила в 2015 году, что жизнь традиционной египетской жены — не для нее.

Надо сказать, что развод в арабских странах редко происходит по инициативе женщины, однако власти почти всегда идут навстречу мужчине. Саадави сделала все, чтобы к ней прислушивались. Например, прожив 46 лет с третьим мужем Шерифом Хататой, она узнала, что он давно ей изменял. Реакция не заставила себя долго ждать.

Я уже расходилась с партнерами дважды, и в этом случае тоже ушла, когда увидела, что муж нарушает мои права. Есть женщины, которые готовы терпеть унижения, но это точно не относится ко мне.

Вдохновляла других ценой своей свободы

Наваль рассуждала о природе угнетения женщин, о сексуальности и проституции. Порой ей доставалось из-за радикальных взглядов. Так, она работала в Каире в Министерстве здравоохранения, находясь на высоком посту, однако ее уволили из-за спорных статей и книг.

Саадави не растерялась. Она упорно продвигала свои идеи, пока не стала официальным советником ООН по программе для женщин в Африке и на Ближнем Востоке. С 1979 по 1980 писательница рассказывала миру о тяготах, с которыми сталкивается арабская женщина, критиковала патриархальные устои родной страны, говорила о важности равноправия — за это президент страны Анвар Садат лично распорядился арестовать ее.

Через 3 месяца Наваль вышла на волю — феминистка не стала терять время зря и начала работу над «Воспоминаниями из женской тюрьмы», которую опубликовала в 1983 году. Саадави вела заметки еще в тюрьме — она писала на туалетной бумаге карандашом для бровей, который тайно принесла секс-работница.

Книга получила неоднозначную оценку на Западе: критики отмечали, что писательница говорит прямо и жестко — и ее манера порой отпугивает европейских читателей. Возможно, дело было в ментальности, потому что писатель индийского происхождения Бхарати Мукерджи писал, рецензируя ее труд «Бог умирает у Нила», что женщина использует на редкость мощные аллегории.

Она решительно и страстно решает социальные проблемы, превращая систематическое жестокое обращение с крестьянами и женщинами в сильное сравнение.

В 90-х Наваль подвергалась остракизму и травле — из-за этого ей пришлось переехать в Северную Каролину: там она преподавала в Дьюкском университете. Потом вернулась в Египет, где продолжила бороться против фундаменталистов, которые обвиняли ее в ереси и вероотступничестве.

Активистка даже хотела баллотироваться в президенты, сместив тем самым ее политического противника Хосни Мубарака. Однако сторонникам писательницы активно угрожали расправой, и она призывала бойкотировать выборы.

Не прекращала борьбу до самого конца

Наваль ас-Саадави активно давала интервью и размышляла об арабском патриархате до последних дней жизни. Общаясь в 2018-м с журналисткой Refinery29 Сарой Рафаэль, она призывала избавляться от страха и сражаться, несмотря ни на что. Вот, что вспоминает о беседе репортерша.

Она говорит мне: «Чем ты храбрее, тем меньше людей смогут тебя задеть». Потом я спрашиваю у нее, всегда ли она была такой сильной. Отвечает, что нет — эту черту она обрела с годами.

Она спрашивает: «Ты тоже не сильна и не уверена в себе?» Отвечаю, что я спокойна.

Она продолжает: «Может, тебе на самом деле не нужно было сражаться. Ты не боролась за свои права, тебе их дали. Вот поэтому ты спокойна и расслаблена. Это нормально, даже хорошо! Но когда ты в огне, помни — иди сквозь него. Куда бы ты ни пошла и с чем бы ты не столкнулась, у тебя укрепятся кости и ты захочешь продолжать борьбу».

Саадави вспоминала в интервью, что она не знала покоя — ей приходилось угрожать мужу, который не хотел давать развод; ее партнеры порой разрывали рукописи на мелкие части; ее много раз могли убить.

Наваль боролась до самого конца — она знала, что, покуда не ощущаешь себя свободной, нет смысла заканчивать битву за свое благополучие.