Саадави получила множество международных наград за вклад в литературу. Наваль также была номинирована на Нобелевскую премию. Но главный приз, который был ценнее всех — доверие и внимание сотен тысяч женщин, которого феминистка не лишилась даже после арестов. Рассказываем, что нужно знать о выдающейся египетской активистке.
Ее не сломили детские травмы
Наваль ас-Саадави родилась 27 октября 1931 года в небольшой деревушке Кафр-Тахла. Ее мать и бабушка были из турецкой зажиточной семьи, а отец долгое время работал в Министерстве образования.
Родня Наваль тяготела то к традиционным, то к прогрессивным идеям. Так, будущей феминистке еще в 6 лет пришлось пережить обрезание, а в 10 ее пытались выдать замуж. Девочка чернила зубы, чтобы отпугнуть женихов — позже мать поняла, что дочери не по душе типичная для тысяч египтянок жизнь и поддержала ее выбор.
Несмотря на то, что чета Саадави соблюдала травмирующие ритуалы, отец научил Наваль отстаивать свое мнение — он же поощрял ее стремление учиться. Правда, потом она узнала от своей бабушки, что было бы лучше, если бы она родилась мальчиком.
— утверждала родственница.
Позже Наваль вспоминала об этом разговоре как о случае, когда она топала ногами от ярости. Всю боль, пережитую в детстве, Саадави описывала в книгах. Например, в работе «Скрытое лицо Евы» феминистка рассказывала о том, что чувствовала, когда ее подвергли калечащей операции на гениталиях.
Позже Наваль не раз поднимала неудобную тему и отмечала, что даже европейские женщины сталкиваются с подобным издевательством, но иначе.
Поначалу против идей Саадави протестовали чиновники и даже главы государства, однако в 2008 году египетские власти запретили женское обрезание в стране. Не последнюю роль в этом сыграла Наваль.
Сама распоряжалась своей судьбой
Иногда Наваль приходилось делать то, чего от нее ожидали, например, идти учиться на ту специальность, к которой она поначалу не чувствовала интереса. Саадави всегда хотела писать книги — родственники уговорили ее отучиться на врача. Спорить ей было трудно — родители женщины рано умерли, и активистке приходилось заботиться о младших братьях и сестрах. Уважаемая и оплачиваемая работа доктора могла бы облегчить ее жизнь.
При этом будущая писательница все равно находила время для того, чтобы описать мысли и переживания.
— скажет она в 2011-м.
Кроме того, она трижды выходила замуж и разводилась — всегда по своей воле, что немыслимо в условиях арабского патриархата. Сама Наваль гордо говорила в 2015 году, что жизнь традиционной египетской жены — не для нее.
Надо сказать, что развод в арабских странах редко происходит по инициативе женщины, однако власти почти всегда идут навстречу мужчине. Саадави сделала все, чтобы к ней прислушивались. Например, прожив 46 лет с третьим мужем Шерифом Хататой, она узнала, что он давно ей изменял. Реакция не заставила себя долго ждать.
Вдохновляла других ценой своей свободы
Наваль рассуждала о природе угнетения женщин, о сексуальности и проституции. Порой ей доставалось из-за радикальных взглядов. Так, она работала в Каире в Министерстве здравоохранения, находясь на высоком посту, однако ее уволили из-за спорных статей и книг.
Саадави не растерялась. Она упорно продвигала свои идеи, пока не стала официальным советником ООН по программе для женщин в Африке и на Ближнем Востоке. С 1979 по 1980 писательница рассказывала миру о тяготах, с которыми сталкивается арабская женщина, критиковала патриархальные устои родной страны, говорила о важности равноправия — за это президент страны Анвар Садат лично распорядился арестовать ее.
Через 3 месяца Наваль вышла на волю — феминистка не стала терять время зря и начала работу над «Воспоминаниями из женской тюрьмы», которую опубликовала в 1983 году. Саадави вела заметки еще в тюрьме — она писала на туалетной бумаге карандашом для бровей, который тайно принесла секс-работница.
Книга получила неоднозначную оценку на Западе: критики отмечали, что писательница говорит прямо и жестко — и ее манера порой отпугивает европейских читателей. Возможно, дело было в ментальности, потому что писатель индийского происхождения Бхарати Мукерджи писал, рецензируя ее труд «Бог умирает у Нила», что женщина использует на редкость мощные аллегории.
В 90-х Наваль подвергалась остракизму и травле — из-за этого ей пришлось переехать в Северную Каролину: там она преподавала в Дьюкском университете. Потом вернулась в Египет, где продолжила бороться против фундаменталистов, которые обвиняли ее в ереси и вероотступничестве.
Активистка даже хотела баллотироваться в президенты, сместив тем самым ее политического противника Хосни Мубарака. Однако сторонникам писательницы активно угрожали расправой, и она призывала бойкотировать выборы.
Не прекращала борьбу до самого конца
Наваль ас-Саадави активно давала интервью и размышляла об арабском патриархате до последних дней жизни. Общаясь в 2018-м с журналисткой Refinery29 Сарой Рафаэль, она призывала избавляться от страха и сражаться, несмотря ни на что. Вот, что вспоминает о беседе репортерша.
Она спрашивает: «Ты тоже не сильна и не уверена в себе?» Отвечаю, что я спокойна.
Она продолжает: «Может, тебе на самом деле не нужно было сражаться. Ты не боролась за свои права, тебе их дали. Вот поэтому ты спокойна и расслаблена. Это нормально, даже хорошо! Но когда ты в огне, помни — иди сквозь него. Куда бы ты ни пошла и с чем бы ты не столкнулась, у тебя укрепятся кости и ты захочешь продолжать борьбу».
Саадави вспоминала в интервью, что она не знала покоя — ей приходилось угрожать мужу, который не хотел давать развод; ее партнеры порой разрывали рукописи на мелкие части; ее много раз могли убить.
Наваль боролась до самого конца — она знала, что, покуда не ощущаешь себя свободной, нет смысла заканчивать битву за свое благополучие.