Истоки
Пина Бауш родилась в 1940 году в Золингене, ФРГ. Ее родители управляли рестораном при гостинице, и маленькая Пина помогала им с обслуживанием столиков. Во время работы она училась наблюдать за людьми и теми вещами, которые их двигали. Атмосфера собственного детства нашла отражение в ее произведениях: люди приходят и уходят, музыка играет, и все говорят о том, как стремятся к счастью. Позже она смогла отразить и дух военных лет, внезапные приступы паники, страх перед неназванной опасностью.
Молодая студентка Бауш осваивала не только танцы, но и оперу, музыку, актерскую игру, живопись, фотографию и дизайн. Именно поэтому она могла создавать наполненные и богатые креативными идеями работы. Танцевальное образование она получала в Эссене, и в 1958 смогла выиграть грант на поездку в Джуллиардскую школу искусств в Нью-Йорке. В городе, который считался танцевальной Меккой, она провела год, обучаясь у ведущих хореографов того времени. Пина пользовалась любой возможностью, чтобы посмотреть доступные ей спектакли и изучить все возможные тенденции. Чтобы оплатить еще один год проживания, она устроилась в Метрополитен-Оперу младшей помощницей. Впоследствии увлечение оперой значительно повлияло на ее работы.
Учителя все же настаивали на ее возвращении в Эссен, и благодаря своим потрясающим навыкам уже в 1973 Бауш возглавила балетную труппу Вуппертальского театра оперы и балета в Германии, сразу же переименовав его в танцтеатр. Компания постепенно начала достигать международного признания, и элементы, которые они исполняли, значительно повлияли на развитие современного танца во всем мире.
Революция в жанрах
Она создала первые в мире танцевальные оперы: «Орфей и Эвридика» в 1975, «Я сделаю тебя» в 1974 и «Потанцуй со мной» в 1977. В 1975 она поставила спектакль, который считается абсолютом в хореографическом искусстве, «Весна Священная» на музыку Игоря Стравинского. Исключительной особенностью придуманного ей жанра стало то, что каждому персонажу в спектакле соответствует два исполнителя – оперный и балетный.
В 1978 танцоры заявили о том, что не хотят работать с ее постановками, если в них будет мало обычных танцев и много драмы. Пине пришлось создать перфоманс «Бохум» с четырьмя приглашенными танцорами, пятью актерами и певцом. С этим кастом не получалось установить точную и заранее рассчитанную хореографию, так что на репетициях она задавала исполнителям ассоциативные вопросы по теме пьесы.
Результатом ее исследования была премьера под длинным названием «Er nimmt sie an der Hand und führt sie in das Schloss», и аудитория, на удивление, встретила ее протестом. Тем не менее именно в этой необычной работе Пина Бауш наконец нашла форму, в которой хотела работать, свои поэтические образы и язык. Она принимала в качестве отправной точки эмоции людей – их страхи и потребности, скрытые желания.
Впоследствии публика приняла ее видение сцен, ведь у Пины был непоколебимый взгляд на реальность, но в то же время она оставляла место для обычных мечтаний. В любом ее спектакле заложена идея о том, что все может измениться к лучшему, только нужно взять на себя ответственность за происходящее.
Все мужчины и женщины в спектаклях Бауш выдерживают это испытание с честностью и открыто показывают, что приближает каждого человека к счастью, а что отталкивает от него подальше. А после просмотра публика остается в уверенности, что, несмотря на все взлеты и падения, они точно все переживут.
В своих работах она отбрасывала гендерные признаки, расу, ориентацию и возраст, сосредотачиваясь на внутренней энергии человека, а ее работы являлись мощным коктейлем драмы и юмора. Реализм и сюрреализм на сцене не противоречили, а дополняли друг друга. Ее эмоционально честный подход вдохновил на работу танцоров помоложе, от Уильяма Форсайта до Ллойда Ньюсона из DV8, и даже кинорежиссера Педро Альмодовара. Федерико Феллини в 1983 году снял ее в своей картине «И корабль плывет» в маленькой роли слепой ясновидящей принцессы, которая на ощупь играет в шахматы. А в фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» Пина Бауш сыграла саму себя.
Бауш черпала вдохновение от людей на улицах. Ее танцовщицы выглядели как обычные люди, в платьях, костюмах, на высоких каблуках или балетках, в отличие от исполнителей в пуантах и трениках. В то же время одежда, которая была надета на исполнителях, служила гораздо более символичной роли, чем просто ткань на теле. Она воплощала человеческие желания, глубоко укоренившиеся гендерные нормы и тайны нашего подсознания.
Баланс и хулиганство
В конце семидесятых Пина поставила «Кафе Мюллер» и «Семь смертных грехов». Критики назвали спектакли самым разрушительным зрелищем из всех, когда-либо существовавших на немецкой сцене, ведь этими работами она вынесла приговор жестокости и равнодушию. В прессе ее называли хулиганкой – она обряжала мужчин в женские платья и чулки, а женщин раздевала донага. Учила молодых терпению, а стариков – развратным танцам. Удивительно, как при этих выходках она умело сохраняла баланс и гармонию в постановках.
В ее ранних спектаклях женщины – жертвы жестокости мужчин; в последних война полов окончена, и мужчины покорно следуют за женщинами, боясь разомкнуть объятия. Ее женщины ходят на каблуках и беспокоятся о прическе, мужчины небрежно курят, выгуливая пекинесов, и очень хотят понравиться – флиртуют и кокетничают. На ее сцене нет посторонних героев и лишних предметов, все находится в равновесии: от пустой сцены в «Гвоздиках», в полумраке которой мужчина рассказывает о своей любви, до сотни тысяч пурпурных цветов «Мойщика окон» или холодного ливня «Полнолуния».
https://www.youtube.com/watch?v=WV_L-jU9vcI
Просто восхитительная статья . Вдохновляющая.
Никогда ранее не слышала о Пине Бауш, но теперь понимаю, что посмотрел несколько видео становлюсь поклонницей её творчества.
Алина, спасибо Вам за это!