Интернет-этикет: зачем нам нужны лайки?

Лайк, плюс, класс, палец вверх — как его ни обзови в какой-либо социальной сети, лайк всё равно остается лайком, даже если он отображается не в виде большого пальца (как в классическом дизайне фейсбука, откуда он и пришел), а в виде зеленых цифр, стрелочек или сердечек. Количество лайков под нашими фотографиями, мыслями и сообщениями может поднять нам настроение и самооценку, но с психологической точки зрения всё не так-то просто. Американские исследователи ушли далеко вперед от европейских и занимаются изучением феномена лайков на протяжении последних четырех лет. Они выяснили множество любопытных деталей, связанных с одобрением в социальных сетях.

Сущность лайка


Прочно вошедший в современный русский продвинутый язык термин «лайк» появился на мировом пространстве благодаря Фейсбуку, у нас же он стал известен благодаря сети ВКонтакте. Затем привычный термин перешел и на остальные социальные площадки от Твиттера и Инстаграма до Ютуба, так что сложно представить себе те времена, когда пользователи не могли кратко выражать свое мнение по поводу единицы интернет-информации (фотография, сообщение, пост, текст и так далее). До этого плюсики (и минусы тоже!) широко использовались только на тематических форумах, где они шли не столько в поддержку того или иного поста, сколько в «карму» и общие очки активности автору сообщения.

Изначально Фейсбук предполагал, что лайк будет служить лишь для передачи сообщения автору поста о том, что вы его поддерживаете. Он служил для быстрого перехода на нужный понравившийся контент (по аналогии с добавлением в «избранное») и для дружеского похлопывания, которое символизировало позитивную обратную связь.

Со временем понятие лайка несколько расширилось. Стало уместно лайкать не только посты, которым ты хочешь дать позитивную связь, но и вообще выражать этим действием солидарность с основной мыслью, поддержку основной идеи и общую поддержку виртуальной личности автора. Это стало своеобразным проявлением эмпатии в виртуальной вселенной, так как интонации, прикосновения и жесты в интернете не работают.

Кроме того, лайк несколько «монетизировался». Иногда в прямом смысле — интернет-СМИ, крупные каналы и группы живут за счет лайков и показывают их количеством свою влиятельность. Иногда в переносном — в мире личностного общения лайк стал валютой социального капитала. Чем больше лайков ты раздаешь, тем больше получаешь.

Интересно, что поставить лайк и получить его — два совершенно разных по значимости действия. Лайки часто ставятся под влиянием сиюсекундной симпатии и лишь представители старшего поколения придают им огромное значение в такой момент, скупо их раздавая. А вот получение лайка воспринимается тем, кто его получил, как выражение признательности и симпатии в долгосрочном режиме.

Результаты исследований

Основные психологические и социологические исследования по феномену лайков проводились в США. Так в 2014 году в рамках изучения влияния интернета на формирование психологических расстройств появились любопытные цифры. Исследователи спрашивали у активных пользователей мировой сети всех возрастов, как часто в сутки они используют лайки в различных соцсетях. Результаты весьма показательны: люди всех возрастов используют лайки так или иначе, но чем старше человек, тем реже он их раздает.

Процент пользователей, которые используют лайки несколько раз за выход онлайн:
Люди 1946-1964 года рождения – 24%;
Люди 1965-1981 года рождения – 32%;
Люди 1982-1991 года рождения – 45%;
Люди 1992-1999 года рождения – 52%;
Люди, рожденные после 2000 года – 71%.

При этом эти же исследования утверждают, что чем моложе человек, тем более часто он сидит в сети. Значит, чем плотнее мы срастаемся со всемирной паутиной, тем больше лайков выдаем.

Еще одни важные исследования провела Американская психологическая ассоциация. Она изучала взаимовлияние эмпатии в реальной жизни и эмпатии в виртуальной жизни (которая частично, но не полностью выражается в лайках). Оказалось, что чем больше человек проявляет виртуальную эмпатию, тем меньше он ее демонстрирует в обычной жизни. То есть богатое интернет-общение обесценивает живые эмоции и возможности их проявления.

Психологическое влияние

Чем больше мы лайкаем других людей и комментируем их контент, тем выше наш социальный капитал. Однако такой социальный капитал работает только на отношения с малознакомыми людьми. Чем ближе к нам человек, которому мы ставим лайк, тем больше вреда наносит заплюсовывание его сообщений и фотографий. В личном общении с важными для нас людьми необходимо писать личные комментарии с настоящими эмоциями, а не заменять их безликими лайками. Именно в этом и будет состоять золотое этическое правило интернет-этикета: лайкай тех, кто понравился, но далек, пиши тем, кто нравится вблизи вас.

Легкая эйфория от получения большого количества лайков действительно появляется у большинства пользователей, однако эффект ее скоротечен. Затем наступает эмоциональная опустошенность и чувство некоторого одиночества, так как в долгой перспективе лайки не несут в себе эмоциональный посыл.

Многие исследователи считают, что привычка ставить лайки вместо словесного одобрения делает наш словарный запас более скудным. Так что если вы ставите лайк, то по возможности дополняйте его словесным комментарием, рассказывая, что именно вы плюсуете или хотели бы поддержать.

Также интернет-этикет довольно четко определяет, когда уместно ставить лайки (и дизлайки) в случае общения с медиа-явлениями (медиа-явлением может быть и человек, который вещает на широкую аудиторию, а не только группа, канал или паблик). В таком случае лайк превращается не только в дань вежливости и хорошего тона, но и валюту, которой вы расплачиваетесь за понравившийся вам товар. Блогеры, которые призывают своих подписчиков ставить лайки, делают это не из любви к славе, а по вполне конкретным экономическим соображениям. «Заплатить» лайком за хорошо проведенное время вполне честно, также им можно поддержать отдельных медиа-персон даже в том случае, если пока вы сам контент не полюбили, но цените старания.

Другие статьи по темам: