Какой была первая балетная пачка
Появление балетной пачки связывают с именем Марии Тальони – итальянской танцовщицы балета эпохи романтизма. Белоснежная пышная юбка длиной ниже колена, которая была создана для ее выступления в балете «Сильфида» по эскизам французского художника Эжена Лами, стала символом женственности, романтизма и образа балерины на долгие годы.
Юбка-колокол, в которой выступала Тальони, вдохновляла дизайнеров накладывать все больше тюля, чтобы делать ее еще пышнее и воздушнее. В 1800-х годах красота пачки из тюля нередко приводила к трагедии – балерины, прыгающие по сцене в свете свечей, загорались и мгновенно погибали.
С развитием техники балетного искусства и сменой модных тенденций балетная пачка становилась все короче, открывая зрителю причудливую красоту движений ног танцовщицы. С 1950-х годов пачки окончательно утрачивают былую пышность, превращаясь в плоскую жесткую конструкцию.
Как балетная культура проникла в моду
Индустрия моды начала присваивать элементы балетной культуры задолго до того, как Кэрри Брэдшоу пробежалась по улицам Нью-Йорка в легендарной юбке-пачке и майке.
Балетные костюмы исторически отражали тенденции моды: укороченная длина, заниженная талия и другие трансформации пачки происходили под влиянием общих фэшн-трендов. Наряды для танцовщиц создавали кутюрье, которые не могли не вложить в них актуальные для своего времени представления о красоте.
Однако до 1930-х годов влияние моды на балет было односторонним. Только когда это искусство стало активно развиваться и проникать в массовую культуру, модельеры начинают использовать балетные образы в своих коллекциях.
Платья с пышными юбками из тюля появляются в коллекциях Chanel, Lanvin, Schiaparelli, позже у Dior и Yves Saint Laurent’s. К середине 20 века мода заимствует у балета не только пачки, но и леггинсы, балетки, боди и другую одежду для спорта.
Итак, вы смотрите на вечернее платье из шелкового тюля, которое покрыто блестками и имеет атласный лиф, вы сразу же думаете о пачке балерины. Если вы посмотрите на плоскую балетную туфельку, то сегодня миллионы женщин носят такую обувь. А потом трико, леггинсы … все эти вещи нашли свой путь в моду. Это повсеместно.
— говорит Патриция Мирс, куратор прошлогодней выставки нью-йоркского Института моды «Балерина: современная муза моды».
Некоторые дизайнеры не могли игнорировать балетную тему из-за собственной любви к танцам, так было с Тьери Мюглером. Он с детства занимался классическим танцем и после ухода в моду превращал каждый свой показ в спектакль. Характерные черты его нарядов – точный крой, плотно облегающий фигуру, крупные плечи, узкая талия – содержат хоть и не буквальные, но узнаваемые отсылки к наряду балерин.
Другие дизайнеры использовали балетные пачки в своих коллекциях не для того, чтобы подчеркнуть женственность, а чтобы переосмыслить ее. К примеру, в одном из показов Comme des Garçons дизайнера Рей Кавакубо на подиум выходили модели-байкеры в укороченных грубоватых кожаных куртках. Их наряды сообщали, что современность нуждается в совсем другой женственности: свободной, смелой, независимой от мнения окружающих.
Дерзкие панк-пачки — ультракороткие, пышные, черные с ремнями с металлической отделкой — появятся в коллекциях Moschino, Saint Laurent, Balmain и Fausto Puglisi 2018 года.
В это же время подиумы захватил тюль – пышные многослойные свободные платья и юбки из него создавали Мария Грация Кьюри в своем дебюте в качестве креативного директора дома Christian Dior, Джамбаттиста Валли, Симон Роша и другие модельеры.
Недавняя кутюрная Неделя моды в Париже показала, что интерес дизайнеров к танцевальной эстетике не угасает. На подиуме самые разные образы: от пышных длинных юбок принцесс до многослойных юбок пирожных, создающих впечатление, что на модели много балетных пачек.
Популярности балетной темы в моде, безусловно, способствует кино и массовая культура. В 80-х годах выходит фильм «Танцоры» с Михаилом Барышниковым. Картина хоть и не была высоко оценена критиками, но привлекла много внимания. Еще раньше Мадонна выступает с песней Like A Virgin в шокирующем для того времени образе «распутной невесты». Дизайнер Maripol создала для певицы наряд из белого корсета с глубоким декольте и пышной полупрозрачной многослойной юбки, напоминающий наряд балерин. В нем обыгрывалась тема женственности и невинности, с которой когда-то ассоциировались и классические балетные пачки, и дерзкая сексуальность.
В начале 2000-х тренд на балетные пачки захватил мир после появления на экранах Кэрри Брэдшоу – ее непринужденные образы были и остаются важной частью визуальной культуры.
В 2010-х новый всплеск популярности балетной эстетики спровоцировал фильм «Черный лебедь». Костюмы главной героини, придуманные дизайнерами Эммой Уэсткотт, Кейт и Лору Малливи, помогли создать образ, который остался в истории моды и кинематографа.
Как носить балетную пачку сегодня
Главный урок по ношению балетных пачек и юбок в таком стиле в повседневности нам преподала еще Кэрри Брэдшоу. Хочешь сделать образ современным и не слишком пафосным — упрощай его более демократичными вещами. Юбку из тюля можно смело носить со свитером, худи, простой майкой или боди, дополняя грубыми ботинками, кроссовками или кедами. Даже длинной пышной юбке принцессы можно придать стиль деловой роскоши, снабдив ее классической рубашкой, как это было на недавнем показе Chanel.
Для вечернего аутфита юбку в балетном стиле можно сочетать с кроп-топом и длинными перчатками, как в показах Viktor&Rolf. Дизайнеры поощряют нас брать пример с Вилланель из сериала «Убивая Еву» и не бояться примерять на себя образы современной принцессы, даже если появиться в них предстоит не на балу, а на очередной деловой встрече, в кафе с подругами или в супермаркете.