Стиль
27 января, 2021

История тренда: прозрачная одежда и аксессуары из пластика

Разбираемся, как случайное изобретение пластика привело к революции в фэшн-индустрии.
Сколько бы дизайнеры ни ратовали за устойчивую моду, умами пользователей все еще владеют прозрачные текстуры. Так, еще в 2020-м мастер по маникюру Соджин О ввела моду на эффект «мокрых» ногтей — она же разработала нейл-арт, выполненный словно из стекла, для Росалии и Билли Айлиш. А 26 января мир увидел коллаборацию Melissa X Y/Project — бренды представили прозрачные и «желейные» мюли в стиле рококо.

Подобного эффекта можно достичь при использовании пластика, что не всегда идет на пользу природе. Некоторые из дизайнеров, как те же Melissa и Y/Project нашли идеальное решение — взяли за основу материалы, пригодные для вторичной переработки. Порой одежда из ПВХ кажется неудобной, неживой, и все же она буквально гипнотизирует людей одним своим видом. Рассказываем, как креативные директоры модных Домов облачили мир в пластик.

Все на свете из пластмассы, и вокруг пластмассовая жизнь

Материал, о котором пойдет речь, ученые открыли совершенно случайно. В 1835-м французский химик Анри Виктор Реньо, сам того не желая, создал поливинилхлорид, а в 1855 году металлург из Великобритании Александр Паркс получил в ходе экспериментов паркезин — синтетическое вещество, которое во многом было похоже на слоновую кость. Свое изобретение Паркс представил на Большой Международной выставке в Лондоне в 1862 году, запустив тем самым процесс по внедрению пластика в жизни простых людей.

Сам паркезин позже показал себя как недостаточно прочный материал, и потому ученые продолжили эксперименты. Так, Дэниел Спилл изобрел ксилонит, а Джон Вестли Хаятт запатентовал целлулоид — именно им и стали заменять пресловутую слоновую кость, что использовалась при создании бильярдных шаров. Его же применяли и для изготовления фотопленки.

В 20 веке химик Лео Баккеланд изобрел бакелит — недорогую и негорючую пластмассу, которую можно было применять едва ли не во всех сферах жизни. Однако важнейшие для фэшн-индустрии открытия состоялись десятилетиями позже: в 1926-м Уолдо Семон создал на основе поливинилхлорида винил, а в 1931-м с подачи химика компании Du Pont Уоллеса Карозерса появились нейлон и неопрен. Из них стали делать шляпки, сумки, плащи, украшения, и, конечно же, колготки с чулками.

Надо сказать, дизайнеры стали заигрывать с пластиком примерно в то же время: рассмотрим, как именно прозрачные и глянцевые текстуры входили в нашу жизнь.

1920–1940-е: от бисера к господству ПВХ

Поначалу модные Дома работали преимущественно с натуральными материалами, используя пластиковые материалы для декора. Например, Callot Soeurs расшивали вечерние наряды стеклярусом и синтетическими бусинами. Позже подобными изделиями декорировали костюмы для актрис и танцовщиц. В конце 1920-х дизайнеры предпочитали пластиковые и непрозрачные аксессуары — Коко Шанель в те годы носила браслеты из материалов, полученных химическим путем.

В 1930-х Эльза Скиапарелли создала кейп из ПВХ и впервые за всю историю использовала пластиковые потайные молнии. Позже верхнюю одежду из поливинилхлорида создавала и Шанель — она облачила актрису Мишель Морган, снимавшуюся в «Набережной туманов», в непроницаемый плащ.

Вскоре пластмасса захватила мир. Любители трендов буквально мечтали о сумочке из пластика — и им шли навстречу дизайнеры. Предметом особой гордости считались аксессуары с имитацией поверхности мрамора или прозрачные изделия.

С началом Второй мировой войны пластик перекочевал с подиумов на кухни и в казармы солдат. Для красочного стекляруса и необычных сумочек не находилось ни времени, ни места — их заменили скромные пуговицы, пряжки для ремней и дождевики.

Читать по теме:Обнажить душу: краткая история женского декольте

1950–1990-е: пластиковое безумие

В начале этой эпохи дизайнеры постепенно заставляли общественность вспомнить о бижутерии из синтетических материалов, однако настоящую революцию совершили Пьер Карден, Пако Рабан, Андре Курреж и другие модельеры, которые вовсю творили в 60-е. Рабан представил в феврале 1966-го коллекцию «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить» — она состояла из вечерних платьев, купальников, солнцезащитных очков, головных уборов, сумок — и все из пластика! Позже дизайнер и вовсе создал платья-кольчуги из родоидных колец, скрепленных проволокой.

Карден и вовсе «рисовал» при помощи пластика картинку такого будущего, которое он хотел видеть сам: в 1968 году мастер показал виниловые топы, юбки, шлемообразные шляпы. Позже Пьер Карден создал ткань Cardine, основу которой составили сверхпрочные волокна со вкраплениями геометрических узоров. В основном наряды дизайнеров были цветными, однако к концу столетия ситуация переменилась.

Из пластика вновь производились очки, ремни, позже Мэри Куант представила сапоги и туфли из ПВХ. Подобные материалы ассоциировали с прогрессом, с будущим, с надеждой. Пластик проник и в реконструкцию «Триадического балета» Оскара Шлеммера (преподавателя Баухауса), и в ранние коллекции Тьерри Мюглера, и в рейв-культуру.

Наши дни: устойчивость устойчивостью, но фантазия тоже нужна

К началу 21 века прозрачные и глянцевые текстуры и не думали уходить с подиума. В 2010 году бренд Iris van Herpen представил коллекцию Crystallization — здесь зритель увидел акриловый декор для платья, имитирующий брызги воды. Такого эффекта Айрис Ван Херпен достигла благодаря использованию запатентованного материала, который не теряет форму и прозрачность даже после воздействия плоскогубцев и горячего воздуха.

Другие модные Дома также выпускали прозрачную одежду из пластика, однако они не пытались изобрести нечто принципиально новое. Вместо этого Valentino, Fendi, Chanel, Balenciaga и другие бренды шли по проторенной дорожке, переосмысляя тенденции 50–60-х: в коллекциях дизайнеров с мировым именем снова появлялись прозрачные плащи, а к ним прибавлялись бесцветные платья, брюки. К 2018 году прозрачные детали в образе появились в гардеробе каждого уважающего себя трендсеттера: Ким Кардашьян и вовсе днями напролет прогуливалась в ботфортах из пластика.

При этом современные дизайнеры сталкиваются с двойственностью: с одной стороны, перенасыщение рынка пластиком показало, что этот материал — никакой не символ надежды, а, скорее, вестник катастрофы. Он не разлагается и отравляет одним своим присутствием окружающую среду. С другой — увлекать пользователя тоже нужно. Так, модельеры пришли к идее устойчивости и стали использовать в своих коллекциях переработанный пластик. О своем стремлении создавать необычные наряды, не вредя природе, заявляли и люксовые бренды, и те, кого можно отнести к среднебюджетным: Gucci, Patagonia, TWOTHIRDS, Stella McCartney.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: