Культура

История тренда: японское кимоно

11355
0
До начала 20 века кимоно было главным предметом мужского и женского гардероба в Японии. Сейчас эта вещь вдохновляет дизайнеров по всему миру. Рассказываем, как японское кимоно прошло путь от традиционной одежды до тренда планетарного масштаба.

Что японцы называли словом «кимоно»

С древности словом «кимоно» в Японии обозначали вообще любую одежду. В 19 веке страна, которая прежде была замкнутым государством, открылась для мира и начала активно заимствовать элементы американской и европейской жизни. К концу столетия многие японцы носили западную одежду, поэтому появилась потребность конкретизировать термины и отделить традиционную японскую и современную западную одежду в речи. Первую начали называть «вафуку».

Однако для не вникающих в тонкости японского языка европейцев кимоно так и осталось именно традиционной одеждой, а также «униформой» гейш. Так что в современном японском за словом «кимоно» закрепилось два значения: общее – любая одежда, узкое – традиционная одежда.

Красота в плоскости

Самые ранние японские кимоно появились около 5 века нашей эры и напоминали китайскую традиционную одежду – ханьфу. В те времена Япония считалась варварской страной и во многом заимствовала китайскую культуру. В 10 веке японцы изолировали себя от чужого влияния и пошли собственным путем, но кимоно остались частью их быта, культуры, а позже и визуального искусства. Классическое кимоно, такое, каким мы привыкли его видеть, — это Т-образный халат, который закрепляется на талии поясом – оби. Ширина пояса менялась в разные времена: сначала он был узким, постепенно становясь все шире, особенно на женской одежде. У кимоно очень широкие рукава – содэ. Длина подола и рукавов может быть разной. С течением времени рукава становились длиннее, особенно у замужних женщин.

И женское, и мужское кимоно запахивают на правую сторону. С запахом на левую сторону японское кимоно надевали только покойникам, тем самым подчеркивая, что мир после смерти противоположен нашему.

До эпохи Муромати, которая приходится на 1392—1573 годы, кимоно считали нижним бельем, поэтому заправляли в широкие штаны – хакама.

У японского кимоно много разновидностей в зависимости от случая, по которому вещь полагается надевать: повседневное, свадебное, торжественное, погребальное.

Кимоно воплощает особенные представления японцев о красоте и идеальной фигуре. Если западная одежда призвана подчеркнуть силуэт, кимоно оставляет практически все тело закрытым от посторонних глаз, создавая лишь два акцента: на плечах и талии. В японском понимании красота кроется в гармоничности и плоскости, поэтому ни одна часть тела не должна выделяться больше остальных.

Кимоно: в Японии – архаика, в Европе – тренд

Европейский мир познакомился с кимоно, как и с другими элементами японской жизни, во второй половине 19 века, когда страна открыла свои границы. В период правления императора Мэйдзи Япония начала активно развивать торговлю с другими государствами. Одним из главных товаров для импорта стали шелковые ткани.

К началу 20 века в Европе появился тренд на все японское. Действия пьес, песен и балетов часто происходили в экзотических декорациях Японии.

В то же время женщины освобождаются от корсетов и активно ищут новые силуэты для своих нарядов. Кимоно становится чуть ли не самым популярным видом домашней одежды среди европейских дам. Носят его, разумеется, не так, как в Японии, – туго затянутым, в сочетании с несколькими слоями одежды, — а как халат: раскованно, небрежно, часто на голое тело.

Постепенно тренд на кимоно проникает и в стиль вечерних нарядов. Женщины выходят в свет в роскошных кимоно, очень популярным становится манто в японском стиле.

Немалый вклад в распространение моды на кимоно внес самый влиятельный модельер первой четверти 20 века Поль Пуаре. Он был поклонником Древней Эллады, Китая, Японии, что, разумеется, нашло отражение в его творчестве.

В 21 веке для Японии кимоно скорее часть культуры, чем функциональная вещь. Жители страны одеваются по западному образцу, а традиционные костюмы можно увидеть лишь на особо торжественных церемониях.

Зато для остального мира японское кимоно все еще одна из самых трендовых вещей. Из года в год бренды не упускают возможности показать вариации на тему кимоно в своих коллекциях. Особой любовью к этой теме славится Джон Гальяно, а в прошлом году на Неделе высокой моды роскошные кимоно появились на показе Valentino.

Кимоно идеально вписались в тренд на минимализм, многослойность и свободные силуэты, который не покидает нас уже несколько лет. Так что этой вещи пока точно не грозит остаться только историей.

Читать по теме:Культура6 фактов о японской императорской семье