О том, что такое арт-терапия и как она может помочь найти общий язык с ребенком, нам рассказала Елена Васильева, детский клинический психолог и ведущая программ по раннему развитию детей от 1 до 3 лет в психологическом центре «Птица счастья».
Что такое арт-терапия и в каких случаях стоит заниматься ею с ребенком?
Это вид психотерапии, основанный на искусстве и творчестве, проще говоря, это лечение искусством. Для сближения с ребенком и развития его творческих способностей заниматься арт-терапией надо с самого маленького возраста, когда малыш только знакомится с окружающим миром. При творческой работе у ребенка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет направить ее на развитие и обучение.
Также арт-терапия способствует творческому самовыражению, развитию воображения, восприятия, развивает эстетический вкус, художественные способности, снижает утомляемость, стресс и негативные переживания.
Чем это отличается от обычного рисования?
При обычном рисовании отношения с ребенком обычно строятся из позиции «учитель – ученик», ребенку говорят, что рисовать и каким цветом, оценивают правильность работы и ее исполнение, фокусируются на результате. Если ребенок нарисовал колеса машины розового цвета, то обычно его поправляют и говорят, что так не бывает. В арт-терапии отношения строятся на основе дружбы, все участники — единомышленники. Главное — процесс, а не результат.
Ребенок в процессе арт-терапии является автором и сам решает, с каким цветом ему работать. Никто не оценивает его, ведь арт-терапия — это самовыражение посредством творчества. И конечно, что бы ребенок ни нарисовал, его обязательно надо похвалить и показать, что рисунок замечательный.
Какие есть виды арт-терапии и для каких случаев какой выбрать?
Мне бы хотелось рассмотреть основные виды арт-терапии при работе с детьми дошкольного возраста.
Изотерапия — наиболее популярный вид арт-терапии, им можно заниматься с детьми с 1 года, так как словами они пока не могут выразить свои расстройства, страхи и переживания. На занятиях используется краска, пластилин, аппликация, природные материалы, крупы, глина. Ребенок выступает в роли творца, он сам выбирает цвет и материал, который соответствует его состоянию и настроению, что позволяет выразить посредством творчества все свои негативные эмоции.
Сказкотерапия — подходит для детей, которые уже умеют говорить. Ребенок сам придумывает сказку, открывая таким образом свои желания, проблемы, тревоги, стремления, и самостоятельно ищет выход из сложных ситуаций.
Музыкотерапия — часто используется во время стрессов, нарушений сна и депрессивных расстройствах. Обычно при прослушивании музыки дети настраиваются на свою эмоциональную волну, которая помогает освободиться от негативных чувств.
Игротерапия — проводится в случае, если ребенок очень зажат, стеснителен и не уверен в себе. Здесь используется театральная игра или песочная терапия, во время которой ребенок создает свою модель поведения и проигрывает ее.
Подробнее о видах детской арт-терапии
Чем с психологической точки зрения полезно занятие творчеством?
Занятие творчеством развивает мышление, воображение и внимание ребенка, повышает самооценку. Прививает эстетический вкус, раскрывает творческий потенциал, способствует развитию познавательно-речевой активности, расширяет кругозор. И, конечно, помогает проработке негативных эмоций и корректирует поведение.
Как еще это может повлиять на ребенка?
Помимо развития психический функций и проработки эмоционального состояния, занятия арт-терапией помогают установить контакт со значимыми ему людьми. При индивидуальной работе ребенку важно присутствие близкого человека. Совместное взаимодействие создает уважительные, партнерские и доверительные отношения. Если родители проявляют интерес к его работе, хвалят и помогают, ребенок становится открыт, у него повышается самооценка и появляется уверенность в себе. Это станет фундаментом на долгие годы.
Насколько полезна арт-терапия при гиперактивности?
Гиперактивные дети неусидчивы и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете, поэтому при занятиях важно учитывать эти особенности. При работе с такими ребятами нужно периодически переключать их внимание на другие виды деятельности, совмещая рисование с игрой, пальчиковой или двигательной гимнастикой. Это заметно повышает заинтересованность, а также концентрацию внимания и мотивацию к данному виду деятельности.
С какого возраста лучше всего начинать заниматься арт-терапией с детьми?
Я рекомендую начинать заниматься арт-терапией с года. Конечно, ребенок только учиться жить в окружающем мире, начинает узнавать себя и все вокруг, многие предметы ему не знакомы. Задача взрослого — познакомить своего малыша сначала с материалом работы: краска, пластилин, клей, крупы, цветная бумага, вата.
При первой встрече с непривычными предметами ребенок такого юного возраста все пытается попробовать на вкус. Взрослый же должен сначала показать, как этим пользоваться, заинтересовать. На этом этапе я рекомендую работать по принципу «рука в руке» — взрослый берет ручку ребенка в свою и начинает рисовать. Если работа с пластилином, то сначала нужно показать, что с этим делать, и потом уже давать материал малышу.
Если какие-то материалы тактильно неприятны ребенку (зачастую это вата, крупа и т.д.), то их нужно на время исключить из работы. И очень важно не ждать шедевров, не раздражаться, если малыш что-то делает не так, а поддерживать, показывать свою заинтересованность и участите и, конечно, хвалить за любую работу. Это вызовет у ребенка доверие, мотивацию самовыражаться и творить.