Партнерский материал
Образ жизни

Как арт-терапия может помочь сблизиться со своим ребенком: интервью с Еленой Васильевой

0
В самом начале своей жизни ребенок очень уязвим как физически, так и эмоционально. Если вовремя не найти правильный подход к детским потребностям и эмоциям, то велика вероятность, что эта уязвимость приведет к проблемам психологического, личностного и социального характера. Чтобы помочь ребенку развиваться психически, родителям нужно правильно и своевременно работать с его эмоциональным состоянием, поддерживать его и укреплять. Однако многие мамы и папы зачастую не знают, как это сделать. Им трудно понять ребенка, а он пока не в состоянии объяснить, что конкретно с ним происходит, что ему надо и что он чувствует. И именно в таких случаях незаменимы арт-терапевтические занятия.

О том, что такое арт-терапия и как она может помочь найти общий язык с ребенком, нам рассказала Елена Васильева, детский клинический психолог и ведущая программ по раннему развитию детей от 1 до 3 лет в психологическом центре «Птица счастья».


Что такое арт-терапия и в каких случаях стоит заниматься ею с ребенком?

Это вид психотерапии, основанный на искусстве и творчестве, проще говоря, это лечение искусством. Для сближения с ребенком и развития его творческих способностей заниматься арт-терапией надо с самого маленького возраста, когда малыш только знакомится с окружающим миром. При творческой работе у ребенка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет направить ее на развитие и обучение.

Также арт-терапия способствует творческому самовыражению, развитию воображения, восприятия, развивает эстетический вкус, художественные способности, снижает утомляемость, стресс и негативные переживания.

Чем это отличается от обычного рисования?

При обычном рисовании отношения с ребенком обычно строятся из позиции «учитель – ученик», ребенку говорят, что рисовать и каким цветом, оценивают правильность работы и ее исполнение, фокусируются на результате. Если ребенок нарисовал колеса машины розового цвета, то обычно его поправляют и говорят, что так не бывает. В арт-терапии отношения строятся на основе дружбы, все участники — единомышленники. Главное — процесс, а не результат.

Ребенок в процессе арт-терапии является автором и сам решает, с каким цветом ему работать. Никто не оценивает его, ведь арт-терапия — это самовыражение посредством творчества. И конечно, что бы ребенок ни нарисовал, его обязательно надо похвалить и показать, что рисунок замечательный.

Какие есть виды арт-терапии и для каких случаев какой выбрать?

Мне бы хотелось рассмотреть основные виды арт-терапии при работе с детьми дошкольного возраста.

Изотерапия — наиболее популярный вид арт-терапии, им можно заниматься с детьми с 1 года, так как словами они пока не могут выразить свои расстройства, страхи и переживания. На занятиях используется краска, пластилин, аппликация, природные материалы, крупы, глина. Ребенок выступает в роли творца, он сам выбирает цвет и материал, который соответствует его состоянию и настроению, что позволяет выразить посредством творчества все свои негативные эмоции.

Сказкотерапия — подходит для детей, которые уже умеют говорить. Ребенок сам придумывает сказку, открывая таким образом свои желания, проблемы, тревоги, стремления, и самостоятельно ищет выход из сложных ситуаций.

Музыкотерапия — часто используется во время стрессов, нарушений сна и депрессивных расстройствах. Обычно при прослушивании музыки дети настраиваются на свою эмоциональную волну, которая помогает освободиться от негативных чувств.

Игротерапия — проводится в случае, если ребенок очень зажат, стеснителен и не уверен в себе. Здесь используется театральная игра или песочная терапия, во время которой ребенок создает свою модель поведения и проигрывает ее.

Подробнее о видах детской арт-терапии

Чем с психологической точки зрения полезно занятие творчеством?

Занятие творчеством развивает мышление, воображение и внимание ребенка, повышает самооценку. Прививает эстетический вкус, раскрывает творческий потенциал, способствует развитию познавательно-речевой активности, расширяет кругозор. И, конечно, помогает проработке негативных эмоций и корректирует поведение.

Как еще это может повлиять на ребенка? 

Помимо развития психический функций и проработки эмоционального состояния, занятия арт-терапией помогают установить контакт со значимыми ему людьми. При индивидуальной работе ребенку важно присутствие близкого человека. Совместное взаимодействие создает уважительные, партнерские и доверительные отношения. Если родители  проявляют интерес к его работе, хвалят и помогают, ребенок становится открыт, у него повышается самооценка и появляется уверенность в себе. Это станет фундаментом на долгие годы.

Насколько полезна арт-терапия при гиперактивности?

Гиперактивные дети неусидчивы и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете, поэтому при занятиях важно учитывать эти особенности. При работе с такими ребятами нужно периодически переключать их внимание на другие виды деятельности, совмещая рисование с игрой, пальчиковой или двигательной гимнастикой. Это заметно повышает заинтересованность, а также концентрацию внимания и мотивацию к данному виду деятельности.

С какого возраста лучше всего начинать заниматься арт-терапией с детьми?

Я рекомендую начинать заниматься арт-терапией с года. Конечно, ребенок только учиться жить в окружающем мире, начинает узнавать себя и все вокруг, многие предметы ему не знакомы. Задача взрослого — познакомить своего малыша сначала с материалом работы: краска, пластилин, клей, крупы, цветная бумага, вата.

При первой встрече с непривычными предметами ребенок такого юного возраста все пытается попробовать на вкус. Взрослый же должен сначала показать, как этим пользоваться, заинтересовать. На этом этапе я рекомендую работать по принципу «рука в руке» — взрослый берет ручку ребенка в свою и начинает рисовать.  Если работа с пластилином, то сначала нужно показать, что с этим делать, и потом уже давать материал малышу.

Если какие-то материалы тактильно неприятны ребенку (зачастую это вата, крупа и т.д.), то их нужно на время исключить из работы. И очень важно не ждать шедевров, не раздражаться, если малыш что-то делает не так, а поддерживать, показывать свою заинтересованность и участите и, конечно, хвалить за любую работу. Это вызовет у ребенка доверие, мотивацию самовыражаться и творить.

Арт-терапия считается одним из самых мягких и эффективных методов психотерапии. Этот метод использует художественное творчество для психологической коррекции. Психологический центр семьи и здоровья «Птица счастья» проводит занятия арт-терапией с детьми и взрослыми, а также оказывает другие виды психологической помощи и коррекции ментальных проблем. В центре работают профессионалы со стажем более десяти лет. Они помогут разрешить внешние и внутренние конфликты и помогут жить в гармонии с миром и с собой.

Записаться на консультацию