Короткие женские стрижки уже давно не ставят под вопрос женственность и стиль, другое дело — бритая голова. Несмотря на то, что и у этой прически есть история, богатая сильными личностями и революционными трансформациями стандартов женской красоты, современная фэшн-индустрия говорит о феномене бритой женской головы как о новом взгляде на женственность.
Сегодняшнее определение красоты — это не просто вопрос женственности, но и выраженный протест гендерным стереотипам, эстетика для смелых, популяризация которой идет не только через глянцевые обложки, но и через медийную сферу в целом.
В то время как как бритая голова становится стильной среди представителей нового поколения, в свое время это был акт крушения привычных норм, экстраординарный и дерзкий, за которым скрывалось желание восстановить право на истинную индивидуальность и уникальность. Мы рассмотрим историю бритой головы на примере женщин, изменивших взгляд на женственность через модную индустрию, чтобы лучше разобраться в этом тренде.
1. Пат Эванс, 1960-е
Борьба за мир во всем мире, свобода в одежде и прическе пришла на смену начесам и модным стрижкам вместе с бейби бумерами. Но Пат Эванс была бритоголовой задолго до того, как это стало модно, сделав этот стиль своим личным открытием.
Несмотря на то, что именно бритая голова принесла Эванс успех в модном бизнесе, сама модель считала, что смогла бы зарабатывать намного больше и прокормить свою семью, если бы носила парик, отдавая предпочтение одностороннему взгляду на женственность. Ее нестандартная прическа привлекла внимание Стефена Барроуза, и впоследствии, он попросил Эванс участвовать в его модном показе именно с бритой головой. Так бритоголовая Пат Эванс стала одной из самых высокооплачиваемых моделей 70-х, наряду с такими супермоделями, как Твигги.
Этот момент стал решающим не только для фэшн-индустрии, но и для темнокожих женщин в целом. Будучи популярной рядом с миловидными моделями, прыгающими в гламурных сапогах на очередной обложке Vogue, Эванс внесла поправки в одобренное обществом определение красоты.
Однако модный путь Эванс был отнюдь не простым, учитывая тренд на прямые длинные волосы, давление, которое оказывалось на цветных моделей, и противостояние белой красоте. Эванс решила сделать самый мощеный протест, который только могла, и это была ее победа.
Сбрить волосы — это жест, наполненный символизмом, учитывая, сколько политический вопросов решается через моду и бьюти-индустрию. Эванс использовала это в своих целях, не только для того, чтобы освободить моду от предрассудков, но и для поддержки черных женщин, в первую очередь.
2. Грейс Джонс 1970-е
Еще одна выдающаяся фигура, поставившая под вопрос узкое представление о женской красоте — это, несомненно, Грейс Джонс.
Ее дикая андрогинность сыграла только в плюс. Личным почерком Джонс стали мускулинность фигуры и, конечно же коротко стриженные волосы. Vogue однажды опубликовал весьма впечатляющее описание нестандартной красоты Джонс:
Торчащие, коротко стриженные волосы невероятно вписываются в образ красивой женщины, которая не собирается спрашивать разрешение.
Переступая через гендерные нормы, Джонс не только отвергла современное представление о женственности, но и бросила вызов парадигме о том, что значит осознавать свой пол. В 2015 году в интервью для журнала Dazed Джонс поделилась тем, что она думает о женственности:
Я чувствую себя женственной, когда хочу быть женственной и мужественной, когда хочу быть мужественной. Я меняю роли.
Вместо того, чтобы позволить обществу ограничить ее истинную натуру, Джонс взрастила в себе воинственность и уверенность: она сама решала, кем быть, объясняя свою индивидуальность собственными терминами.
Немного позже Джонс объясняла в своих мемуарах необходимость контролировать свою собственную жизнь:
Я никогда не прошу ничего в отношениях, так как я сама создала себе сладкого папочку, и это я. У меня есть очень сильная мужская сторона, которую я создала, чтобы защитить женскую. Если я хочу бриллиантовое ожерелье, я куплю его себе сама.
Таким образом Джонс не только дала новое определение женской силе, но и вдохновила других женщин владеть их собственной индивидуальностью, не позволяя никому вмешиваться, или пытаться вписать их в уже имеющиеся рамки.
3. Шинейд О’Коннор, 1980-е
Шинейд О’Коннор — бритоголовая икона 80-х, не только сделавшая себе имя на провокационной стрижке, но и повлиявшая на умы современных феминисток.
О’Коннор сбрила волосы в знак протеста старой школы, навешивающей на женщин ярлыки. Она отвергала сексуальность, эксплуатировать которую в своих целях не считала естественным.
Vogue сообщает о ней следующее:
Шинейд О’Коннор, вышла из салона с бритой головой в то время, как в моде были мини-юбки и волосы длинною до ягодиц, и этим сильным жестом она навсегда завоевала свое место не только в модной индустрии, но и поп-культуре.
О’Коннор смогла преодолеть риск оказаться неженственной. Отсутствием волос она подчеркнула самое понятие «женщина», которое в современном ей обществе ассоциировалось с блеском, красотой и сексуальностью, и этот жест не лишен символизма.
В своем сообщении для Huffington Post в 2014 году О’Коннор сказала следующее:
Я выросла в обществе, в котором опасно быть женщиной. Я всегда чувствовала, что это очень важно — уметь защитить себя, становясь как можно более непривлекательной.
Несмотря на то, что существует опасность, которую переживают женщины, ставшие жертвами стандартов красоты, есть еще и другая, более темная проблема — обладать этой самой красотой. О’Коннор использует свою прически не только для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность, но и в качестве напоминания о существовании такой проблемы в обществе.
4. Ева Салвэйл, 1990-е
Когда франко-канадская модель Ева Салвэйл появилась на подиуме в показе Жана-Поля Готье Весна-Лето 1994-го, публика была поражена: модель, демонстрирующая элегантное женское платье, была не просто лысой, но еще и с татуировкой на голове. Fashion Magazine написал о Салвейл так:
Несмотря на шок, который испытала публика, никто не мог поспорить с изумительной красотой Салвэйл. Казалось, что бритая голова только дополняет ее.
Худоба, бритая голова с агрессивным изображением дракона напоминала традиционную мужскую внешность, с которой Поль Готье решил сыграть и выиграл. Журнал Dazed сообщает:
Две черты, считающиеся традиционно неженственными, Готье подчеркнул и вывел на новый уровень. Внешний вид Салвэйл был сногсшибательным, что позволило ей стать одной из самых популярных моделей десятилетия.
Она представляла собой суть андрогинности, и казалась такой же редкостью в фэшн-индустрии, как единорог, идущий по радуге.
Так писал о Салвэйл все тот же Fashion Magazine. Она помогла развенчать идею о том, что женщина, по каким-то причинам, выглядящая нетрадиционно, должна чувствовать себя менее женственно, или же вообще перестать считаться женщиной.
5. Рут Бэлл 2010-е
От McQueen и до Burberry обесцвеченные коротко стриженные волосы Рут Бэлл покорили не только подиум, но и глянец. Почему ее прическа привлекла внимание стольких дизайнеров и редакторов журналов? Есть кое-что не только в ее внешности, но и в характере.
Бьюти-редактор Teen Vogue Сэйбл Йонг сказала следующее:
Сегодня тренды красоты фокусируют внимание на индивидуальности и оригинальности, вот почему женщины готовы пойти на такое решение, как бритая голова. В отличие от 80-х, сегодня женщины не теряют ничего, кроме волос, брея голову. Это лишь еще один способ заявить о себе.
Тот факт, что Бэлл так скоро достигла своей славы, показывает, насколько мода изголодалась по неординарности. New York Times писал об этом так:
Модельный бизнес похож на шоу-бизнес, в нем очень много новорожденных звезд с отличными историями. Мисс Бэлл появилась в моде с бритой головой, но она далеко не первая модель с такой прической. стоит вспомнить Еву Салвейл и Алек Век. Но тем не менее, этот стиль сделал ей имя почти мгновенно.
Сама Бэлл поделилась с New York Times в 2015 году:
Я участвовала в показе одежды от Acne, и там было еще пять бритоголовых девушек. Одна из них подошла ко мне и сказала, Mert & Marcus заставили меня побрить голову из-за тебя.
Таким образом, современная красота действительно получает новое определение, теперь самоопределение гораздо важнее внешних данных. Со времен Пат Эванс и до Рут Бэлл существует весьма простая истина: не существует единственно верного способа быть женщиной, и устарелые, узкие стандарты красоты не должны иметь значения, когда речь идет об образе современности.