Похожий инцидент произошел в сентябре этого года, когда родительский комитет ростовской школы, а затем и Госдума РФ призвали уволить ростовского учителя за ношение маникюра. Причина, на первый взгляд, абсурдная, однако, если упомянуть тот факт, что педагог – открытый гей, ситуация меняется не в его пользу. При этом Ростовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки поддержала мужчину в конфликте и отметила, что внешность – не преграда для реализации высоких профессиональных качеств.
Перечисленные случаи объединяет тот факт, что люди пострадали из-за стереотипов, принятых в обществе, например, меняешь биологический пол – значит, ты ненормален; если мужчина заботится о том, как он смотрится в зеркале, – точно будет заниматься приставаниями к подобным, а не работать; позволяешь себе яркую внешность – слишком инфантилен, чтобы оставаться разумным членом общества.
Конечно, радует, что в подобных примерах жертвам удалось отстоять свои права, однако еще лучше было бы, если такие случаи не повторялись. Heroine решил разобраться, как сформировались подобные предрассудки и с чего стоит начать борьбу с ними.
Виноваты натуральные красители
Считается, что еще с древних времен внешность была одним из социальных маркеров. Впервые о той же смене цвета волос как о знаке классовой принадлежности заговорили в 2177 году до нашей эры: в Ассирии открыли травяной состав для окрашивания шевелюры. Пользоваться им могли только люди знатного происхождения. В 1500 году до нашей эры египтяне тоже прибегали к подобной практике, но уже для камуфляжа седины. И тогда цвет волос был частью социального статуса – краска стоила недешево, простолюдины не могли ее себе позволить.
Позже люди поняли, что с травами и растениями трудно добиться интересных оттенков – в моду вошли темные волосы, получаемые от окрашивания ферментированными пиявками, – те же греки с римлянами поддерживали тренд еще несколько столетий. На фоне жгучих брюнеток блондинки контрастировали и больше напоминали невинных созданий, однако все изменилось с той самой поры, когда в Рим привезли германских девушек: носителей светлых волос стали считать как молодящимися людьми, так и представителями секс-индустрии – большинство рабынь трудилось в борделях.
В средневековье из-за ряда генетических мутаций появился рыжий цвет. Времена были темные, а потому обладателей огненной шевелюры причисляли к слугам дьявола и на всякий случай предавали их Инквизиции. Позже восприятие, конечно, изменилось с «мистического» на «загадочное», а девушек перестали считать ведьмами и скромно называли «femme fatale», однако самого факта, что отличия во внешности диктуют развитие общественных стереотипов, никто не отменял. Лишь в 15 веке, когда на престол взошла Елизавета I, рыжий стал символом принадлежности к знати: а вот блондинок снова клеймили позором, считая их женщинами с пониженной сексуальной ответственностью.
Мода на цвет волос и, как следствие, восприятие оттенков менялись, при этом уже на эллинистическом этапе выработалась следующая закономерность: чем светлее и ярче шевелюра, тем моложе ее представитель. Не в последнюю очередь это связано с биологическими особенностями: с годами концентрация меланина – пигмента, отвечающего за окрас, – падает, и волос тускнеет. При этом огромное влияние на нас оказывает восприятие натурально-русого или темного цвета волос, возникшее в ходе социализации.
Социализация тоже внесла свои коррективы
Примерно так же дела обстояли и с отличительными чертами, служащими для транслирования исконно «женских» или «мужских» признаков. Для начала дадим определение понятию «маскулинность», чтобы понять, на основании чего выстраивался традиционный образ. Психолог-теоретик Александр Лунин считает, что это совокупность ожиданий, определяющих социальную практику группы по половым признакам. Иначе говоря, маскулинность есть набор установок, которые при слиянии с биологическим полом человека, транслируют нам мужчину. Это суждение и показывает, что любое отклонение от привычного сценария вводит нас, зрителей, в состояние замешательства.
Об этом же говорил другой специалист: Брайан Бейтс, утверждавший, что суждения о человеке возникают на основе программ, прописанных в нашей психике.
Традиционный образ мужчины-воителя не слишком менялся с годами: и в Каменном Веке, и в Древней Греции, и в средневековой Европе это был атлетичный молодой человек. Учитывая род его занятий, становится понятно, что на уходовые процедуры в том ключе, как это делают женщины, у него просто не оставалось времени и сил – тут на родину нападают, некогда парики пудрить. Хотя именно с 12-13 века началось полное переосмысление природы маскулинности.
В темные времена господствовали 2 представления о двух принципиально разных маскулинностях: традиционной, или гегемонной, и альтернативной – логоцентричной. Первая подразумевала силу, власть, обладание женщиной, излишнюю брутальность. Вторая олицетворяла идеалы, присущие больше представителям религиозных групп: смиренность, необходимость хранить целибат, отказ от привычных способов демонстрировать отвагу и мужество.
Естественно, что на тот момент маскулинность так же, как и любые другие отражения человека как личности, была сословной: люди условно делились на молящихся, воителей и трудящихся, которые придерживались логоцентричной и гегемонной концепции соответственно. Приверженность к определенному сценарию создавала отличия в манере поведения и во внешности, отсюда и возникали стереотипы, которыми люди руководствовались при восприятии.
При этом культуролог Ольга Вайнштейн отмечает, что в истории было несколько периодов, когда не порицалось использование мужчинами косметики и транслирование ими некоторых феминных признаков: одним из таких считается эпоха Роккоко в 18 веке. Французские аристократы обязаны были использовать пудру, губную помаду, парики, мушки. В Англии также был распространен образ, называемый «макарони» – это мужчины, не пренебрегавшие гримом. Отчасти распространение средств для макияжа у знати было связано с толерантным отношением к гей-сообществу.
В 30-е годы 19 века произошел переворот в понимании маскулинности: с приходом Викторианской эпохи, а вместе с ней напускного стремления к морали, мужчины уже не могли наносить грим, использовать цветочные ароматы в парфюме. Косметика окончательно стала традиционно женским атрибутом, позволявшим девушке подчеркнуть совершенства и скрыть недостатки – для демонстрации себя на ярмарке невест. Такой расклад породил еще более существенную поляризацию мужественности и феминности, создав на арене образ метросексуала – ухоженного юноши, ищущего выгоду от своего внешнего вида.
Преодолеваем лукизм
Перечисленные понимания внешних признаков нашли отражение и в наши дни: яркое в цвете волос и при выборе одежды олицетворяет юность и в некотором роде ребячество. Ухоженный в мужском формате человек – а именно не пользующийся декоративной косметикой – воспринимается как волевой, и наоборот – подчеркнуто аккуратные образы, где применялись средства макияжа, воспринимаются как ветреные, кокетливые, жеманные.
Подобные стереотипы, увы, складывались на протяжении многих столетий – они кажутся нерушимими и потому до сих пор создают людям немало трудностей. Работодателю, воспитанному при социализме, ретрограду-директору школы, матери с традиционными ценностями порой непросто донести следующее – внешность и отношение к ней меняются стремительно, в то время как компетенции и опыт нарабатываются в результате долгого пути к ни. Итак, что мы сможем сделать, чтобы избежать дискриминации из-за внешности, отличной от традиционной?
Прежде всего, нам всем следует помнить, что традиционные установки в нас заложены не природой, а социализацией. Человеку из средневековья, рискующему умереть от чего угодно, было удобно разделять обязанности и особенности в поведении на мужские и женские, домохозяйке из 50-х незачем было стремиться к карьере – она едва оправилась от эха войны и необходимости тянуть на себе обе роли. Но сейчас мир движется к слиянию феминного с маскулинным и созданию при этом удивительных сочетаний. Быть мужчиной, который пользуется косметикой и чересчур внимательно относится к внешнему виду – так же нормально, как и оставаться женщиной, стремящейся к тяжелой работе и демонстрирующей «грубые» черты внешности и характера.
Бесспорно, есть большая прослойка тех, кому выгодно оставаться носителями определенных гендерных признаков, но надо понимать, что строгая сегрегация нужна была лишь там, где господствовало классовое разделение: только для того, чтобы быстрее находить «своих». Мода циклична, как и ее восприятие: мир уже пережил напудренных парней в париках, еще раз он от этого не умрет: напротив, обретет абсолютное принятие, которого нам всем не хватает.
Если ты лично столкнулась с лукизмом – ущемлением из-за внешности, помни, что никто не имеет права ограничивать тебя в том, как одеваться, когда корректировать биологический пол и подгонять – или нет – под него гендерные стандарты. Ссылайся на статьи 7 и 14 Конвенции о защите прав человека и его основных свобод – они подразумевают применение к тебе санкций, только предусмотренных законодательством, а также гарантируют защиту от дискриминации. Не забывай и о Конституции – вся 2 глава посвящена правам, которыми ты обладаешь с самого рождения.
Мужчины, как социально активный пол, до конца 19 века много внимания уделяли своей внешности. Даже в диких племенах мужчины красятся, украшают себя перьями и др. Стереотипу, что мужчина не должен заботиться о внешности всего сотня лет, но как он уже въелся в общественное сознание…
> Если ты лично столкнулась Вот я лично только что столкнулся с гендерной дискриминацией читателей. =)
А женщины с ней сталкиваются постоянно.
Так и в чём обвинение в первом абзаце? Тут нужно думать в зависимости от того, как на законодательном уровне государство воспринимает таких людей.Если смотрит на биологический пол, не смотря на то, что там себе человек пришил/отшил, то тогда да, данное увольнение было незаконно. А если смотрит на “субъективный” пол, то тогда, как говориться dura lex sed lex. Захотел себя человек почувствовать женщиной, вот пусть и чувствует себе на здоровье. Только не на роботе, на которых запрещено им работать.
Дело в том, что, когда мы говорим о концепте “маскулинность-феминность”, то часто забываем, что это, в первую очередь, социально навязанные понятия, которые в свое время были созданы для того, чтобы проводить разницу между “своими” и “чужими” и разделять обязанности.
Чуть позже к мужественности и женственности как образам добавили понимание того, как должны выглядеть одни и другие. Они менялись и зависели от того, какие качества поощрялись. Естественно, что внешность не определяет человека как личность – однако представители организаций, где работали ущемленные люди, забыли об этом – и, по моему мнению, это характерно для многих россиян.
А список работ, на которые не допускаются к работе женщины, ущемляет оба пола – подчеркивает мнимую слабость девушек и заставляет мужчин быть сильными, вне зависимости от их желания.
Понимаете в чем проблема нельзя навязать то, что в принципе не соответствует природе. Я могу вас ногами запинать или приставить пистолет к виску, но летать как птицы вы не научитесь. И эти якобы стереотипы имеют важную функцию распределения обязанностей. ну не может быть завод из одних токарей. Должен быть и директор и бухгалтер. Не будете вы на 7-9 месяце беременности носиться по офису и крыть всех за срыв поставок.
+
Добро и зло – тоже навязанные понятия. Можно творить что угодно, даже есть людей, так ведь?
Почему феминистки такие одинаковые на вид? Это совпадение?
Не путайте нормы, откровенно мешающие жить другим людям, с элементами, от которых можно отказаться без ущерба обществу. И да, при чем здесь “одинаковость” феминисток?
в Ростовской обл. учителем работал открытый гомосек ? вы там совсем охренели что ди ? не хватало ещё чтобы дети смотрели на мужика с накрашенными ногтями !
Попытка заболтать проблему. Я не хотела бы, чтобы учитель моих детей был открытым геем.
“…например, меняешь биологический пол — значит, ты ненормален”Офигеть, когда это успело стать нормальным? Остановите Землю, я сойду.
Ага, мне тоже интересно!
Никогда в жизни мужчина не станет женщиной, даже если он утонченный эстет, разница между полами не только внешняя, но и внутренняя. А все остальное- дань развратной моде. И да, какие бы ни были профессиональные качества у учителя, я бы не хотела, чтобы моих детей учил извращенец
Никогда в жизни мужчина не станет женщиной, даже если он утонченный эстет, разница между полами не только внешняя, но и внутренняя. А все остальное- дань развратной моде. И да, какие бы ни были профессиональные качества у учителя, я бы не хотела, чтобы моих детей учил извращенец
Фу, какая вы! И я такой же.
Ага, точно, когда человек себе что-то отрезает или пришивает у него полюбому проблемы с самим собой, либо биологического характера (иной хромосомный ряд нежели его пол), либо проблемы психологического или даже психиатрического характера. В любом случае – это проблема, и это научно-доказанный факт. Это конечно же не значит, что человек плохой, и мы не должны его принимать такими какой он есть. Но это также не значит, что на каждом углу нужно кричать, что это нормально! Это не норма, это отклонение той или иной формы.