Сконцентрируйся на образе того, кто критикует
Иногда замечания и критику мы слышим не только от хорошо знакомых и близких нам людей, но и от случайных прохожих, дальних родственников или соседей. Так как они понимают, что их колкости, скорее всего, останутся безнаказанными, они могут оставить неприятный комментарий или сказать что-то вслед, не задумываясь о том, что почувствует другой человек.
Если хочешь начать легче воспринимать критику, тебе стоит научиться определять источник и его значимость. Так, если тебя пытается вывести из себя малознакомый человек, лучшее, что ты можешь сделать, — оставить его без внимания. А вот над словами близких людей, которые желают тебе только лучшего, иногда стоит задумываться.
Не пытайся переубедить
Когда мы сталкиваемся с критикой, возникает желание доказать человеку, что он не прав, и повлиять на его мнение. Но в большинстве случаев это оказывается слишком сложной и безуспешной затеей. Тем более если тот, кто критикует, делает это из зависти или со злобы.
Вместо того чтобы пытаться переубедить критика, дай ему понять, что не считаешь его мнение истинным. Например, ты можешь отреагировать на замечание легкой улыбкой и спокойным тоном сказать о том, что не нуждаешься в советах или одобрении.
Научись извлекать из критики пользу
Умение адекватно и легко воспринимать конструктивную критику поможет тебе изменить свою жизнь к лучшему. Анализируя мнение и советы близкого тебе человека, ты углубишься в волнующий тебя вопрос и сможешь взглянуть на ситуацию под другим углом.
Чтобы рефлексия была успешной, тебе нужно освоить несколько вариантов анализа неприятностей. Например, техника «Почему» предполагает, что для решения проблемы ее нужно раздробить на несколько маленьких частей. Подробнее о том, в чем суть приема и какие еще существуют техники анализа и решения проблем, читай в материале.
Переключайся с эмоций на факты
Сталкиваясь с критикой, многие люди испытывают сильный дискомфорт. Из-за этого им становится сложнее контролировать свои эмоции и хладнокровно рассуждать. Но тем, кто хочет научиться легче реагировать на замечания, нужно развивать аналитическое мышление и переключаться с эмоций на факты.
Например, если ты сдала очередной проект, а заказчик раскритиковал его, вместо того чтобы эмоционировать и доказывать ему, что качественно выполнила работу, попробуй поступить иначе. Ты можешь взять небольшую паузу, а затем вернуться к заказчику с конкретными вопросами и узнать, что именно его не устраивает в работе и каким он хотел бы видеть проект. Так ты покажешь свой профессионализм и то, что готова реагировать только на конструктивную критику.
Анализируй, чем именно вызвана критика
Желание быть высоко оцененным и успешным в обществе вполне естественно для любого человека. Поэтому умение спокойно реагировать на критику считается настоящим искусством. И для того чтобы овладеть им, нужно научиться анализировать то, чем именно вызвана критика другого человека в твой адрес.
Например, если твою работу критикует работодатель, тебе нужно понять, в чем именно проблема. Возможно, качество твоей работы действительно ухудшилось и начальник переживает, что это скажется на образе компании и доходах. Либо у вас с ним давно не ладится, и с помощью критики он пытается дать тебе понять, что готов разорвать любые отношения. Научившись распознавать мотивы других людей, ты сможешь оградить себя от нежелательных персон и сконцентрироваться на общении с теми, кто настроен на сотрудничество и дружбу.
Борись с желанием быть идеальной
Как правило, наиболее остро даже на конструктивную критику реагируют люди, склонные к токсичному перфекционизму. Нездоровое желание в любой ситуации оставаться идеальными делает их эмоционально нестабильными и лишает возможности адекватно оценивать реальность.
Если понимаешь, что тебе свойственно желание быть идеальной, начни бороться с ним. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку и вполне естественно, что в твоем окружении есть люди, которые могут дать тебе дельный совет или направить, если ты совершила ошибку.