Помочь найти мотивацию
По большей части, именно с нее возникает интерес к учебе. Важно подобрать правильный тип мотивации. Их всего четыре: внешняя, внутренняя, положительная и отрицательная.
К первому типу относятся так называемые «кнуты и пряники». Если ребенка пугают наказанием за плохие оценки в школе, скажем, домашним арестом или лишением гаджетов — это отрицательная внешняя мотивация. Она может быть эффективна до тех пор, пока ребенок не научится противостоять ей или находить способы обойти систему: списывать, скрывать отметки, прогуливать уроки под предлогом болезни. Кроме того, такое поведение родителей портит их отношения с чадом.
Однако решение мотивировать «пряниками» — тоже неверное. Такой подход стимулирует ребенка получить награду, а не знания. К примеру, родители пообещали за успешное окончание года купить новый смартфон. В этом случае ребенок действительно постарается хорошо учиться. Но средства для достижения цели выберет менее энергозатратные. Например, вызубрит материал вместо того, чтобы понять его или откроет решебник, а не сделает задание самостоятельно.
Стоит найти мотивацию, которая таится внутри ребенка. Именно она наиболее продуктивная. Хороший пример положительной внутренней мотивации — мысли школьника о том, что он хочет хорошо учиться, чтобы освоить профессию мечты или стать вторым Илоном Маском.
Можно быть отличником и из отрицательного побуждения. К примеру, ребенок будет думать, что если не закончит школу с медалью, то не поступит в престижный вуз. Этот тип мотивации тоже работает, но куда приятней учиться, когда не волнуешься понапрасну.
Создать подходящие условия
Сложно сосредоточиться на учебе, когда вокруг все отвлекает, рабочее место неудобное, а освещение в комнате плохое. Поэтому прямая задача родителей — создать ребенку необходимые условия. Причем это относится не только к покупке мебели, которую нужно подбирать по росту, или освещению с учетом солнечных циклов.
Важно также, чтобы ребенок не был голодным, изнуренным или слишком взбудораженным. Стоит научить его настраивать себя перед тем, как сесть заниматься. Если он только пришел со школы, пусть поест, немного отдохнет и лишь затем примется за учебу.
Перевозбужденному ребенку, который, например, играл в активные игры или занимался в спортивной секции, тоже нужно прийти в себя. Только когда он успокоится, может садиться за учебу.
Поощрять любопытство
Тысячи детских «почему?» — один из главных инструментов для развития любознательности. Относись к детским вопросам со всей серьезностью, какими бы глупыми или бесполезными они ни казались. Чем больше ответов об окружающем мире получит ребенок, тем шире станет его кругозор.
Вопросы можно использовать для того, чтобы выстроить у чада представление о фейковых новостях. Вы с ребенком можете проверять знания друг у друга, предлагая угадать правдивость или ложность фактов. Это отличный способ прокачать критическое мышление.
Если же вы с ребенком учитесь искать информацию в интернете, то в этом случае понадобится навык правильной формулировки вопросов. Как только малыш освоит эти умения, он станет с удовольствием узнавать новые факты сам, а родителю не придется заставлять его учиться.
Обсуждать победы и неудачи
Важно объяснить ребенку, что ошибки и поражения бывают у всех. При этом обсуждение неприятных моментов не должно затрагивать личность ребенка. Вместо фразы: «Ты плохо готовился!» скажи: «Как думаешь, из-за чего вышла низкая оценка? Как ее можно исправить?». После совместного анализа ребенок научится видеть свои ошибки, учитывать их в будущем и искать пути решения.
Не менее важно отмечать детские победы. Позитивные моменты несут больше мотивации и удовольствия, нежели негативные. Попробуй искренне хвалить ребенка за новые открытия, успехи в учебе, интерес к предметам и творческие достижения.
В этом случае также не переходи на личности. Фразы по типу: «Ты умнее всех одноклассников» сделают ребенка зависимым от мнения других людей. Лучше сделать акцент на чувствах ребенка и своих, сказав нечто вроде: «Я рада, что у тебя получилось сдать тест на отлично, а ты?».
Поддерживать интересы ребенка
Когда малыш интересуется чем-либо — это главный признак того, что у него предрасположенность к тому или иному занятию. Если ребенку нравится залипать в компьютере и создавать программы, поддержи это увлечение с помощью специализированного курса. Например, Айтигенио занимается с детьми от 5 до 18 лет и обучает их программированию. Творческий ребенок наверняка не откажется пройти курсы по дизайну, 3D-моделированию, созданию музыки или видеомонтажу.
Не стоит настаивать на том, чтобы школьник был успешен во всем. Если ему безумно нравится физика, но совсем не привлекает, скажем, биология, пусть прокачивается в интересующем направлении. Возможно, что это равнодушие связано с неумением педагога найти общий язык с учениками.
В Айтигенио можно исправить эту ситуацию и вызвать интерес к школьным предметам. Более двухсот крутых преподавателей, которые прошли многоступенчатый отбор в онлайн-школу, знают, как найти подход и к дошкольнику, и к подростку. Тренеры создают комфортную доверительную атмосферу для обучения. В ней нет места жесткому контролю и критике.
Кроме того, у школы есть собственная удобная онлайн-платформа, которая доступна 24 на 7. Не придется устанавливать программы или покупать пособия для занятий. Ребенок сможет выбрать интересующие направления из шестидесяти возможных — от школьных предметов и иностранных языков до шахмат и компьютерной графики. Он будет проходить обучение в личном аккаунте под руководством наставника. При этом родитель сможет отследить успехи ребенка и проконсультироваться с тренером.
Онлайн-школа Айтигенио основана в 2016 году. За эти годы в ней обучились более 28 тысяч детей со всего мира. Согласно отзывам родителей, свыше 95% довольны занятиями в онлайн-школе и высоко оценивают уровень преподавания.