Как рождается зависимость от гаджетов?
Развитие зависимости от компьютерных игр и социальных сетей — достаточно сложный процесс, в котором задействован мозг и гормоны. Привязка к гаджетам происходит не только потому, что ребенку нравится проводить время, наблюдая за красивой картинкой, но и потому, что организм требует возвращаться к привычным способам получения положительных эмоций. Короткие ролики, видеоигры, красивые посты в соцсетях — это источник дофамина — активного химического вещества, которое иногда называют «гормоном счастья». Ребенок играет или смотрит видео в предвкушении определенного результата, а достигнув его, он получает выброс дофамина. При этом происходят эмоциональные качели, если в контенте содержатся моменты, вызывающие негативные эмоции и выработку кортизола. Кратковременный выплеск «гормона стресса» лишь подстегивает ребенка продолжать захватывающее действие.
То есть зависимость вырабатывается не к самому потребляемому контенту, а к дофамину, который синтезируется в процессе его потребления. Ребенок привыкает к определенному уровню гормона в теле и чувствует себя плохо, когда тот снижается. Без любимых гаджетов он выглядит уставшим, раздражительным и несчастным. Из-за зависимости ребенок становится невнимательным, не хочет учиться, забывает о выполнении домашнего задания. Это приводит к отставанию в учебе и потере взаимопонимания между родителем и ребенком.
Почему ребенок предпочитает гаджет общению?
Причин, по которым может возникать зависимость от гаджетов, несколько. Как бы сложно ни было это признавать, но самая частая из них — личный пример взрослых. Зачастую родители сами не замечают, как в любую свободную минуту тянутся за телефоном. Не важно, что им нужно сделать — решить рабочий вопрос или ответить друзьям в чате. Ребенок благодаря зеркальным нейронам запоминает действия взрослого, чтобы в подходящей ситуации повторить его поведение. Так дети изучают и воспроизводят наши позитивные и негативные привычки.
Также на поведение ребенка может влиять окружение. Глубоко в нас заложена потребность принадлежать к группе — мы не можем существовать без социума. Поэтому, когда ребенок попадает в коллектив, ему не хочется выделяться и быть изгоем — он стремится поддерживать свой статус и быть участником сообщества. Считывая поведение сверстников, тенденции, которые заложены в коллективе, он стремится соответствовать им. И если в группе принято большую часть времени проводить в гаджете, то ребенок перенимает этот стиль поведения и не может отказаться от него дома.
Пожалуй, самый сложный вариант зависимости — когда ребенок уходит в онлайн, пытаясь спрятаться от нестабильной ситуации дома. Если в семье проблемы, то существует высокая вероятность, что ребенок захочет отстраниться от родителей и пребывать в мире, где ему комфортно и безопасно. Если же взрослые создают благоприятную атмосферу дома, дают ребенку любовь и поддержку, то ребенок стремится к общению и времени вместе.
Как справиться с зависимостью от гаджетов?
Самое важное, что родитель может сделать в такой ситуации, — не применять радикальных методов в воспитании ребенка. Если ты заберешь телефон у ребенка и накажешь его, это не поможет в борьбе с зависимостью. Наоборот, он закроется от тебя и будет делать все, чтобы обойти запрет. Изменения нужно вводить поэтапно — постепенно прививать здоровые привычки.
- Личный пример. Стоит выработать в семье определенные правила обращения с гаджетами, которые будут распространяться на всех. Например, ограничить использование в телефона во время приема пищи или выделить время на совместную деятельность, когда телефоны находятся под запретом. Важно, чтобы общие занятия приносили удовольствие всей семье.
- Альтернативные занятия. Забирая телефон у ребенка даже на время, необходимо придумать альтернативу, которая не даст ему заскучать. В такой ситуации на помощь приходят кружки, секции, активные игры и специальные сервисы, помогающие ребенку раскрыть его способности. Например, можно воспользоваться интерактивным сервисом SKILLARY, чтобы сократить время пребывания ребенка в гаджетах и перевести его фокус внимания на другие увлечения. Платформа помогает определить интересы и развить личностные навыки у детей от 6 до 12 лет. Главное преимущество платформы — все занятия выполняются в режиме oфлайн и нацелены не только на пробуждение талантов ребенка, но и постепенное отвыкание от телефона. Родитель также будет принимать участие в процессе, получая рекомендации по общению от педагогов. Такой способ поможет выстроить диалог с ребенком и открыть его сильные стороны.
- Живое общение. Возьми себе за правило разговаривать с ребенком, обсуждать планы и общие семейные дела. Так он почувствует причастность к жизни семьи, а ты сможешь узнать, как обстоят его дела в школе и в общении со сверстниками. Проблема может скрываться именно там: возможно, ребенок с помощью гаджетов отстраняется от недружелюбной обстановки внутри школьного коллектива. Выяснить это можно только при помощи открытого и доверительного разговора.
- Понимание проблем ребенка. В первую очередь научись слушать своего ребенка. Часто в череде повседневных проблем мы не успеваем выслушать детей и узнать, что их мучает. Недосказанность накапливается и выливается в то, что ребенок уходит в цифровой мир, где ищет понимания от посторонних людей и иногда находит его. Чтобы такого не происходило, ежедневно выделяй время, которое ты посвятишь разговору. В общении используй навыки эмпатического слушания: выбери слушать, а не говорить, не стремись изменить ребенка, подтверждай словами, что ты понимаешь его проблему, осознай смысл его намерения, предложи найти совместное решение, которое устроит вас обоих. Ребенок услышит тебя, если ты продемонстрируешь, что понимаешь его.
Знай, что любую проблему можно решить, если действовать совместно и слушать друг друга. А чтобы путь к решению оказался легче, всегда можно воспользоваться помощью профессионалов из SKILLARY. Они знают, как подарить ребенку счастливое детство, не зависящее от гаджетов и проблем, связанных с ними.