Образ жизни

Как стало модным давать новую жизнь старым вещам

11284
0
Кембриджский словарь выбрал в качестве наиболее часто используемого слова 2019 года апсайклинг. Это явление далеко не новое, но сейчас переделка старых вещей приобретает особую актуальность. Разбираемся, что такое апсайклинг и как он стал трендом.

Что такое апсайклинг

Апсайклинг (upcycling – повторное использование) – это способ переработки материала, который подразумевает переосмысление вещи и превращение ее во что-то полезное и красивое. При этом предмет может полностью поменять свою функцию: пластиковая бутылка стать горшком для цветка, канистра – баром, гитара – полкой. По сути апсайклинг – это переизобретение вещи.

Апсайклинг стал популярным сначала в Германии — это произошло еще более 30 лет назад, поэтому сейчас там полно магазинов с переосмысленными вещами, — а затем и в Европе. Советскому гражданину это явление тоже хорошо знакомо: из-за дефицита одежду перешивали и совершенствовали по нескольку раз, а клумбы из шин до сих пор можно встретить в российском дворе. Хотя мотивом советских граждан было не спасение планеты, то, чем они занимались, по сути, и есть апсайклинг.

Ресайклинг, даунсайклинг: с чем не стоит путать апсайклинг

Благодаря растущей популярности темы экологии появилось несколько терминов для обозначения переработки вещей. Их цель одна – сократить потребление, но методы немного разные.

К примеру, с апсайклингом легко спутать ресайклинг – производство сырья из вторичных отходов. И то, и другое – процесс изготовления новых вещей из старых. Однако ресайклинг подразумевает заводскую переработку материала: синтетику можно переплавить и создать новые волокна, стеклянную тару тоже переплавить и сделать новую.

Для переработки материалов нужно специальное оборудование, поэтому зачастую это недешево. К тому же для ресайклинга в промышленных масштабах необходимо обеспечить раздельный сбор мусора.

Даунсайклинг – один из видов ресайклинга. Это тоже переработка, только в итоге исходное качество сырья снижается и из него нельзя сделать тот же самый продукт. Например, пластиковую футболку можно расплавить на синтетические волокна и сделать из них футболку, а вот обратно уже не получится.

В отличие от ресайклинга, для которого требуется целое производство или хотя бы свой аппарат для переработки материалов, апсайклингом может заняться любой. Достаточно переделать одну вещь в другую.

Читать по теме:Образ жизниТермины, которые нужно знать, если хочешь одеваться экологично

Где купить или продать переделанную вещь

Новая волна популярности апсайклинга началась в 2016-2017 годах. Тема разумного потребления, сокращения отходов вышла за пределы нишевых экологических движений, вдохновив покупателей пересматривать свое отношение к выбору вещей, а бренды – к производству.

Сейчас на первый план для потребителя выходит не внешний вид или другие характеристики вещи, а история, которая за ней стоит. Покупать винтажное, переделывать старые вещи, пользоваться б/у предметами теперь не признак низкого достатка или дефицита, — хотя апсайклинг, безусловно, помогает сэкономить, — а тренд.

Апсайклинг быстро взяли на вооружение бренды. Zero Waste Daniel шьет вещи исключительно из обрезков ткани, которых много остается на любом швейном производстве и чаще всего их просто выбрасывают.

Бренд Eileen Fisher с 2009 года выкупает обратно свою одежду, которая изготавливается из качественного шелка, шерсти, хлопка и кашемира. На фабриках ткани перекрашивают, чинят, приводят в порядок и повторно шьют из них одежду.

Крупные винтажные магазины вроде американского Beyond Retro создают свои отделы переделанной одежды.

В России тоже немало брендов, которые занимаются апсайклингом, в основном локальные и не рассчитанные на большую аудиторию. Казанский стартап Plastic Monster изготавливает бумажники, картхолдеры и шоперы из обрезков баннеров и упаковок из-под кофе. Самарская мастерская REVIVED SKATEBOARDS переделывает сломанные скейтборды в аксессуары, предметы интерьера, оправы для очков, гребешки. Марка «Шито-крыто» предлагает милые брошки, серьги, кольца и другую бижутерию, сделанную из осколков посуды.

Покупателей такие бренды находят с помощью соцсетей, на маркетах и экофестах. Например, московский «Апсайкл фест» уже третий год собирает любителей креативного переосмысления вещей. В программу входят мастер-классы, на которых дизайнеры учат создавать уникальные вещи, а также зона маркета с одеждой, предметами интерьера и аксессуарами.

Новая инициатива компании Samsung – экологичная упаковка Eco-Package — тоже в своем роде апсайклинг. Бренд предлагает переделать коробку из-под его телевизора в предмет интерьера: подставку для журналов, прикроватную тумбочку, домик для кошки или другую мебель. На картоне напечатаны точки, которые нужно соединить карандашом, вырезать детали и собрать предмет. Подробную инструкцию по сборке можно найти с помощью QR-кода.