Попроси его повторить твои слова вслух
Многие люди лучше запоминают информацию, когда проговаривают ее вслух. Эту особенность можно использовать для того, чтобы заставить собеседника запомнить то, что ты ему сказала. Тактично попроси его сделать краткий пересказ твоих слов или подытожить суть речи, чтобы удостовериться в том, что он правильно тебя понял. Если он исказил информацию или упустил какую-то ее часть, мягко поправь его и повтори заново то, что считаешь наиболее важным.
Этот прием можно использовать повсеместно, от разговоров с коллегами до бесед с партнером и детьми. Но не стоит прибегать к нему слишком часто, чтобы собеседник не подумал, что ты считаешь его глупым или неспособным усвоить то, что ему говорят.
Избегай фонового шума
Серия экспериментов, проведенных в Великобритании, показала, что люди хуже воспринимают информацию, если окружены фоновым шумом. К примеру, во время работы в офисе или разговора с кем-то в людном месте, где множество голосов сливается в один поток.
Если хочешь, чтобы собеседник лучше запомнил то, что ему говоришь, постарайся донести важную информацию в тихой, спокойной обстановке. Если это невозможно, включи в качестве сопровождения беседы белый шум : он поможет не только заглушить окружающие звуки, но и улучшить концентрацию и память во время беседы.
Изучи то, как собеседник воспринимает информацию
Каждый человек по-своему усваивает информацию. Кому-то легче воспринимать ее на слух, другие лучше запоминают слова, сопровождающиеся изображениями или тактильными ощущениями.
Если выяснишь, какой стиль обучения характерен для собеседника, будет легче понять, как лучше донести до него мысли так, чтобы он их запомнил. Можешь прямо спросить, как ему комфортнее получать и запоминать информацию, или понаблюдать за его поведением, чтобы это определить.
Есть несколько особенностей в речи собеседника, которые помогут определить его тип восприятия информации. Визуалы в своей речи чаще употребляют слова, связанные со зрением: «увидел», «заметил», «посмотрел», «как видите», «картина», «на первый взгляд». Аудиалы чаще говорят «услышал», а также используют такие описания, как «тишина», «шум», «голос», «благозвучие». Кинестетики, то есть те, кто лучше воспринимает тактильные ощущения, часто упоминают в речи именно их, например: «ощутил», «почувствовал», «прикоснулся».
Затем нужно будет подстроить свой стиль общения под человека, с которым говоришь. К примеру, в беседе с визуалом стоит добавлять к словам показ изображений или заметки, которые он сможет перечитать. Аудиалу можешь записать голосовое сообщение или просто сказать то, что хочешь донести. А в беседе с кинестетиками стоит добавить прикосновения в момент донесения особенно важной информации. Такого человека можно взять за руку, похлопать по плечу или попросить «дать пять» в качестве сообщения о том, что он принял и запомнил твои слова.
Запиши информацию на стикере и отдай собеседнику
Человек, которому хочешь донести информацию, может не делать заметок о том, что ему нужно запомнить. Можешь оформить их самостоятельно, например, записать ключевые моменты речи на стикере и отдать собеседнику. Стикер или лист бумаги осязаемы, и их можно брать с собой куда угодно, что позволяет обращаться к полученной информации в любой момент времени.
Но можно сделать и виртуальные напоминания. Например, закрепить сообщение в чате с человеком, чтобы, каждый раз заходя в диалог с тобой, он видел важную информацию, или попросить его разместить стикер с текстом, который ты прислала, на рабочем столе его компьютера.
Используй интервальное повторение
Интервальное повторение — это техника, которая заключается в постепенном предоставлении важной информации и периодическом ее повторе.
Чтобы использовать этот метод, разбей большое сообщение на небольшие части, которые легко воспринять и запомнить. Лучше всего, чтобы они состояли из двух-трех простых предложений. Периодически напоминай человеку о каждой из них, например, раз в два дня, неделю или ежедневно, в зависимости от того, что хочешь ему донести.
Важно предоставлять информацию в разных контекстах и средах. Например, во время обсуждения прошедшего дня за ужином, пока едете в машине, с помощью стикера, приклеенного к холодильнику. Это помогает укрепить память об информации, так как она не привязана к конкретному месту, и лучше ее запомнить.