В то время как любовь женщин к шелковым платьям и украшениям — явление абсолютно нормальное во все времена, многие женщины обращают внимание на мужской костюм. В очередной раз пускаясь в историю женской моды, нельзя пройти мимо представительниц высшего общества, дерзнувших оспорить гендерные нормы, надевая такой элемент мужского гардероба, как смокинг. Всего лишь костюм, всегда считавшийся чем-то принадлежащим исключительно сильному полу, стал важным инструментом феминисток в борьбе за равноправие и освобождение женщин от навязанных норм. 7 великих женщин и их смокинги — это история о том, как они боролись за свою индивидуальность, оставаясь при этом сексуальными и женственными в «мужском» мире.
Глэдис Бентли, 1920-е
Думая о блюзе времен Харлемского ренессанса, многие представляют себе женщин в обтягивающих платьях, поющий в прокуренных Нью-Йоркских клубах. Но вот блюз-исполнительница Глэдис Бентли решила отказаться от такого образа. Она дополнила свой джаз-бэнд ни роскошным боа, а белым смокингом, навсегда оставшимся ее личной подписью. Глэдис всегда говорила так:
Я чувствую себя намного комфортней в мужской одежде, нежели в пестрых женских платьях.
Джеймс Уилсон, автор Bulldaggers, Pansies и Chocolate Babies писал о Глэдис так:
Бентли представляла собой независимую, уверенную в себе и сексуальную индивидуальность. Ее биография славилась связями и общением как с мужчинами, так и с женщинами, с аристократами и рабочими, с черными и белыми.
Марлен Дитрих, 1930-е
Несравненная Марлен Дитрих навсегда расширила определение женственности, доказав, что, чтобы чувствовать себя женщиной, совершенно не обязательно быть усыпанной жемчугом. Она заявила о себе как о Famme Fatale, появившись в свет в смокинге и цилиндре.
В своем первом американском фильме «Морокко» (1930) Марлен играла певицу кабаре, которая выходила на сцену в смокинге и бабочке. Эта сцена начала целое движение, обращающее женщин к мужскому костюму. Несмотря на то, что штаны довольно скоро вошли в женскую моду в последствии, смокинг был скандальным явлением для 30-х годов. Марлен Дитрих стремилась расширить границы женского образа на экране. В исполнении Марлен — женщина, одевающаяся в смокинг, выглядела совершенно естественно. Она не пыталась бороться с мужчинами, наоборот, показала, что желание женщин носить мужскую одежду — это совершенно нормально. В свою очередь Дитрих всегда оставалась одной из самых сексуальных и интригующих женщин, появляясь и в исключительно женских образах.
Дитрих доказала всем, что женщине не нужна помощь сильного пола, чтобы оставаться той, кем она является.
Жозефина Бейкер, 1930-е
Что мог символизировать наряд Бейкер? Конечно, это мог быть просто костюм для выхода в свет, а, может, важное сообщение. «Вашингтон Пост» объясняли такое явление, как гендерные стереотипы, следующим образом:
Гендерные стереотипы помогают нам ориентироваться в этом мире. Они направляют нас на правильное понимание отношений и иерархий.
Бейкер могла бы просто остаться первой темнокожей актрисой, покорившей Париж, но выход в смокинге помог ей подчеркнуть вклад в разрушение стереотипов о расовом и классовом неравноправии.
Кэтрин Хепберн, 1940-е
Хепберн была девушкой с мужским, можно даже сказать, мальчишеским характером. Она могла щебетать как птичка, но в то же время выбирать для себя только комфорт. «Нью-Йорк Пост» писал о ней следующее:
В 40-х и 50-х Кэтрин Хепберн, будучи одной из ведущих актрис, выказала презрение к гламуру, появившись на публике в рубашке с воротником, туфлях на плоской подошве и прекрасно сидящем на ней мужском костюме.
Хепберн не любила делать то, чего от нее ожидали. Она ломала гендерные стереотипы, просто игнорируя то, что предписывалось женщинам или мужчинам. Ее скандальная репутация была неограниченной: от появления в шелковом нижнем белье, в то время, как ее мужские штаны были конфискованы, до весьма саркастичного комментария в адрес Кельвина Кляйна о том, что женщинам стоит носить.
Каждый раз как я слышу от мужчины, что он предпочитает женщин в юбках, я говорю: «Попробуйте сами поносить юбку».
Хепберн считала, что гендерные нормы — это всего лишь плод общественного воображения.
В 1981 году, во время интервью Барбара Уолтерс спросила Хепберн, есть ли у нее хоть одна юбка в гардеробе, на что она ответила:
У меня есть одна юбка, мисс Уолтерс, я надену ее на ваши похороны.
Резкие комментарии Кетрин о женственности показывали ее уверенность в том, что женщину делает не одежда. Она не искала оправданий своим предпочтениям и не выставляла их, как что-то особенное, новое для всего мира. Это просто было проявление индивидуальности и естественное стремление быть самой собой.
Ив Сен-Лоран и его смокинг, 1960-е
1960-е — это период сексуальной революции (противозачаточные таблетки и мини-юбки) и второй волны феминизма. Новое поколение женщин нуждалось в одежде, которая подчеркнула бы их независимость. Как раз в это время Ив Сен-Лоран выпустил свой Le Smoking.
В течение десятилетия, в котором носить штаны женщинам все еще считалось неестественным, костюм, выпущенный модным домом, был отожествлением новой ярости и свирепости. Женский смокинг изменил представление об одежде исключительно мужской, заставив женщин переосмыслить свое отношение к деликатности и субмиссивности. Актриса Виолетта Санчез призналась ВВС:
Это просто невероятно: женщины начали обладать чем-то, что всегда принадлежало мужчинам и это дало им такую свободу. Таких женщин больше нельзя считать хрупкими.
Но некоторые представители общества были не готовы к таким резким переменам. Однажды Нэн Кемпнер остановили на входе в ресторан La Côte Basque в Нью-Йорке из-за того, что была одета в смокинг. На ее возмущение менеджер заведения сказал, что ужинать в мужских штанах также неприемлемо для политики их ресторана, как если бы она была одета в халат.
Но смокинг Ив Сен-Лорана заявлял о прежнем неуважении к женщинам, продвигая в высокую моду свою феминистскую политику. Le Smoking требовал равноправия: если мужчины могут носить это, почему не могут женщины? Иными словами, выход в свет первого женского смокинга внес своей вклад в изменения гендерных норм.
Жанель Монэ, 2000-е
Жанель Монэ — американская певица, известная своим очаровательным голосом и чертовски классическими смокингами. В интервью для i09 Монэ объяснила свою тягу к классике следующим образом:
Я чувствую за собой ответственность помочь своим фанатам и женщинам в целом определить раз и навсегда, что же это значит, быть женщиной. Я не верю в женскую и мужскую одежду, я просто люблю то, что люблю. Мы должны уважать друг друга за индивидуальность.
Выходя на сцену в смокинге, Монэ обращается к своей публике с желанием разрушить гендерные ожидания. Она помогает женщинам раскрыться и стать тем, кем они хотят быть, не зависимо от того, как их внешний вид влияет на женственность.
Существует множество молодых женщин, пытающихся определить, кто они, боясь дискриминации и насмешек. Я рискую и использую свое воображение для того, чтобы и другие попробовали освободиться от стереотипов. Я надеюсь, что так и будет.