1. Первая мировая война: макияж как способ укрепления гендерных норм
До Первой мировой косметику можно было найти только в сумочках актрис и проституток, но никогда — в маленьких кошелечках обычных женщин. Менять свой внешний вид с помощью красок и порошков тогда еще считалось зазорным.
Война не только зажигала в девушках чувство силы и независимости, но и разбивала сердца: тысячи братьев и мужей не вернулись домой. Женщины занимали рабочие места, оставленные их отцами и мужьями, от почтальонов до водителей трамваев. В газетах начали ходить объявления «Beauty on Duty Has a Duty to Beauty», предупреждающие о том, что постоянное напряжение приводит к «военному лицу», от которого можно спастись только с помощью лосьонов и кремов.
Косметический магнат тех времен Елена Рубинштейн выпустила рекламу, в которой рассказывала о том, как важно сохранять внешность:
Разумеется, продажи кремов от Рубинштейн немедленно подскочили, когда женщины среднего класса начали выступать в роли медсестер на передовой. Они не обращали внимания на военные запреты использовать какие-либо порошки, краски, парфюм или украшения. Да и на крема смотрели сквозь пальцы, ведь это помогало поднимать дух во время нелегкой борьбы.
2. Вторая мировая война: красота как патриотическая обязанность
Как и во время Первой мировой, макияж рассматривался как патриотический долг. Налоги и сборы шли на размещение рекламных объявлений, побуждающих женщин наносить красную помаду и пудру, чтобы внести свой вклад в борьбу с Гитлером: фюрер ненавидел макияж. Женщины были тем, за что сражались мужчины, и им нужно было выглядеть максимально привлекательно.
Один солдат писал в Vogue в 1941 году:
Косметические компании переработали свои продукты для военного времени. Tangee, крупнейшая фирма по созданию губной помады, начала кампанию под названием «Война, Женщина и Помада» с девизом:
Элизабет Арден создала специальный набор для американской группы морских пехотинцев. В него входила помада, которая сочеталась с униформой. Все новые оттенки обязательно имели патриотические и вдохновляющие названия: «Fighting Red», «Commando» и «Jeep Red».
3. Вторая мировая война: красота как способ преодоления
Женщины убирали волосы под платки и шли на фабрики, чтобы занять рабочие места, освободившиеся из-за ушедших на войну. Макияж рассматривался как необходимость: девушки, работающие у станка, должны были чувствовать себя женственными. Некоторые фабрики фактически снабжали работниц помадами собственного производства для подбадривания.
Рейчел Вайнгартен, историк
Основная идея была в том, что все должно вернуться на свои места, словно войны нет. Правительство готово было в этом помочь. Министерство снабжения заявляло:
4. Холодная война: женщины-солдаты
В 1946 году США вступили в противостояние с Советским Союзом в формате Холодной войны. Новая идея заключалась в том, что потребление больше связано с патриотическим долгом, и именно свобода покупать любые товары отделяет американцев от жителей союзных республик.
В беседе, которая впоследствии получила название «кухонные дебаты», между Хрущевым и Никсоном в 1959 году вице-президент США рассказывал, как консьюмеризм победил коммунизм:
Диалог проводился на выставке, где был показан дом, который, по уверению организаторов, мог себе позволить любой американец. Никсон указывал на домохозяйку, демонстрировавшую возможности микроволновых печей и посудомоечных машин. Вице-президент США считал привлекательным образ женщины, которая окружена трудосберегающими приборами, что символизировало американский образ жизни. Русские же женщины в те годы изображались в прессе как тяжело работающие и некрасивые люди.