Трудно сказать, как сложилась бы судьба режиссера, если бы в один момент он не решился написать Александру Сокурову, но мы точно знаем, что Кантемир — человек с особыми моральными принципами, огромной самоотдачей любимому делу и талантливый специалист. Рассказываем, как Балагов пришел в мир кино, почему он заинтересовался работами классиков и как связаны деторождение и эгоизм.
Начало
Кантемир родился в Нальчике, по его словам, в семье, совершенно не располагающей к творчеству.
— отмечает он в интервью «Собаке».
Позже снял с друзьями мини-сериал, а до этого учился в Ставропольском университете милиции на бухгалтера. Пробыл там до третьего курса и понял, что специальность ему не по душе. Попросил родителей купить ему фотоаппарат, а тот оказался с функцией видеозаписи. Со временем Кантемир пристрастился к съемке.
Ему хотелось большего. Друзья посоветовали обратиться к Сокурову, тот как раз третий год работал над режиссерской мастерской в Кабардино-Балкарском университете.
Учеба и работа над творческим почерком
Надо сказать, что до учебы в мастерской Сокурова у Балагова были совершенно иные представления о маскулинном и феминном — они трансформировались после каждой книги и фильма, предложенных преподавателем. Позднее взгляды режиссера на понимание мужественности и женственности отразились на «Дылде» и замысле для новой картины — Кантемир планирует снять ленту о мужчинах с Кавказа, живущих в наше время.
— подчеркивал режиссер в интервью Seance.
Учителю не нравилось, что до поступления в мастерскую Балагов увлекался в основном американскими лентами от Тарантино, Нолана, Иньярриту. Он считал, что голливудские ленты засоряют мозг. Поэтому Кантемир сосредоточился на литературе и классических фильмах. Балагов поначалу вдохновлялся французской новой волной, фильмами эпохи оттепели. Об учебе отзывался положительно.
Опыт, полученный в мастерской, Кантемир успешно интегрировал в первые ленты: он опирался на культурный бэкграунд, полученный лично, брал за основу истории обычных людей, которых мог бы встретить на улице. Отчасти такая ситуация была с «Теснотой».
У меня не было прям общей встречи с диаспорой, я в основном ходил по семьям. В Нальчике до сих пор есть синагога, она выглядит просто как дом. Я узнал, что если есть какая-то проблема, то все обязательно собираются вместе и ищут выход, они никого не оставляют в беде. В этом они намного сплоченнее кабардинцев. У кабардинцев – каждый сам за себя.
Особого внимания заслушивает тщательная работа с цветом. Каждый оттенок в лентах Балагова является самостоятельным заявлением: ржавые тона в «Дылде» режиссер показывал, чтобы подчеркнуть «ржавчину жизни», как позже заметит продюсер Александр Роднянский.
Мировоззрение и личная жизнь
Балагов — большой поклонник творчества Андрея Платонова, и отчасти мысли, высказанные писателем, находят отклик и в фильмах Кантемира, и в его мировоззрении. Известно, что он не собирается заводить детей — по крайней мере, до той поры, пока не найдет хотя бы одну логичную причину, не являющуюся при этом эгоистичной. Главную актрису для «Тесноты», ленты, в которой режиссер размышляет, имеет ли родитель право просить ребенка жертвовать собой, он искал так, чтобы ее образ мысли не контактировал с его методом познавать мир.
О личной жизни Кантемира известно не очень много. Он долгое время встречается с Кирой Коваленко, с которой познакомился во время учебы у Сокурова. Балагов утверждает, что она, тоже будучи режиссером, неплохо возвращает в реальность и «не дает уйти в пафос», когда дело касается творчества.
Отличный материал про отличного режиссёра!