На очереди у Долана новый проект: мини-сериал «Ночь, когда Логан проснулся», повествующий о людях, столкнувшихся в детстве с невероятной болью. Пока мы с нетерпением ждем релиз, расскажем, что стоит знать о талантливом режиссере и актере.
Покинутый ребенок
Если бы Ксавье снимал автобиографию, он, по собственному признанию, первым делом показал бы миг, когда встретились его родители: упрямая и порой излишне эмоциональная Женевьев Долан из Квебека, и Мануэль Тандрос, египтянин, работающий в монреальском баре. Туда однажды отправилась мать режиссера, чтобы послушать, как поет Мануэль. Так все и завертелось.
Долан непременно показал бы свою маму властной, но при этом изысканно накрашенной. Ее эмоции подобны извержению вулкана, а ее смех постепенно сменялся бы агонией. Как только мальчишке исполнилось два года, его родители бы разошлись — совсем, как в жизни.
Вряд ли Ксавье решился показать, что было дальше, а детство артиста оказалось интересным и вместе с тем невероятно жестоким. В 8 его отдали в школу-интернат в Квебеке — мать была не в силах справиться с гиперактивным ребенком. Тогда же над ним издевались — с детства Долан не привык скрывать свою ориентацию. Он давал сдачи. Отдушину находил только в кино: его так очаровал «Титаник», что мальчик пересмотрел ленту пять раз за первые две недели после его выхода.
В индустрию его привел отец. Попутно актер снимался в рекламе, появлялся в лентах вроде «Мучениц», а в 16 лет Ксавье бросил школу: говорят, ему не хватало усидчивости, чтобы посещать уроки и вовремя выполнять задания. В те же годы он стал работать над сценарием дебютного фильма «Я убил свою маму» и сыграл в нем одну из главных ролей. Именно она принесла молодому режиссеру оглушительный успех. Позже он признается, что при создании картины вдохновлялся своей жизнью.
— рассказывал он в беседе с NY Times.
Нарцисс, который честен с собой
Раз за разом Ксавье Долан находился в эпицентре скандалов: сперва ему удалось взбесить критиков, написав что режиссер «Гражданина Кейна» Орсон Уэллс уж слишком поздно расцвел — ему на тот момент было 25 лет. Позже артисту пришлось оправдываться за свои слова. А в 2018-м, когда снималась «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», фанаты оскорбились тем, что режиссер уволил Джессику Честейн. Ксавье говорил, что был вынужден это сделать, ведь ее персонаж не соответствовал духу ленты.
Ксавье не нравится, когда его легкомысленно сравнивают то с Альфредом Хичкоком, то с Вуди Алленом, то с поэтом Артюром Рембо, и уж тем более, если его называют анфан терриблем (enfant terrible — в пер. с фр. — «несносный ребенок» — прим. ред.) современного кинематографа. Долан в принципе не любит рамки и ярлыки. Даже признается в многочисленных интервью, что не чувствует сильного влияния других режиссеров на его ленты, хотя и не отрицает, что любит фильмы Ханеке.
Он позволяет себе оставаться эмоциональным, совсем как во время интервью с «Афишей» сразу после выхода картины «Матиас и Максим»: журналисты отмечали, что у режиссера был уж очень саркастичный тон. Еще бы, трудно оставаться спокойным, когда спрашивают, чего от себя ждешь, намекая, что ты уже не молод.
Воин, который сражается против стереотипов
Если первые ленты Ксавье Долан посвящал боли и страху быть раскрытым, то его последняя картина «Матиас и Максим» воспевает дружбу и тернистый путь к ней. Во многом здесь режиссер не просто представляет новые реалии, с которыми столкнулся сам, но еще изучает мир токсичной маскулинности. Отвечая на вопрос журналиста Егора Беликова о том, на чем основан сюжет, Ксавье говорит следующее:
Меня интересовало, что определяет сегодня маскулинность, что удерживает нас от того, чтобы сексуально раскрепоститься.
И я не хочу обобщать. Но я говорю о том, что мое поколение гораздо менее свободно в вопросах собственной сексуальности и гендерной идентичности, чем более молодое. Когда я учился в школе, все было просто: двое парней целуются — они геи, парень целует девушку — он гетеро.
К слову, здесь же, как и в других своих проектах, Долан сыграл одну из ведущих ролей: Максима, замкнутого парня, который мечтает перебраться в Австралию подальше от матери-наркоманки. Самое впечатляющее и вместе с тем грустное — ты веришь каждому его слову. Понимаешь: кого бы ни сыграл Ксавье, будь то юный художник, который пытается сепарироваться от родителей, или одна из сторон любовного треугольника, нечто подобное испытывал и сам актер.
Читать по теме:Сергей Полунин: о балете, кино и Путине на груди