Партнерский материал
Образ жизни

На чем концентрироваться, работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

0
Воспитание и обучение детей считается одной из самых сложных задач, выполнение которой требует максимальной ответственности и погруженности в процесс. Ведь от того, насколько сильно взрослый вкладывается в развитие ребенка, зависят возможности и перспективы малыша. Тут на подмогу придут повседневные действия — они повлияют на развитие мозга. Например, конструирование, которое развивает целый комплекс возможностей и навыков. С ним дети учатся мыслить, социализироваться в обществе и лояльнее относиться к труду.

Вместе с акционерным обществом «ХИЗ», производителем инновационного пространственного конструктора «Фанкластик», разбираемся, насколько важную роль конструирование играет в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Почему детям нужно развивать навык конструирования


Знакомство с конструированием начинается в раннем возрасте, еще с 2–3 лет. Когда ребенок собирает пирамидку или складывает кубики, он овладевает элементарными навыками, которые впоследствии приобретают более серьезный характер. В 3–4 года дети уже способны называть предметы, из которых конструируют, и выделять основные части. С помощью педагога на смену плоскостному конструированию приходит объемное. В среднем возрасте, который выпадает на 4–5 лет, дети в садиках строят сооружения по собственному замыслу из разнообразных деталей конструктора. Здесь уже возникает интерес к своему труду, к качеству построек. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, формирует в нем желание изучать, исследовать, постигать что-то новое. Поэтому систематическое обучение детей дошкольного возраста этому навыку точно не будет лишним.

Уже в старшей группе, в возрасте 5–6 лет, дошкольники анализируют условия своей деятельности, знают названия различных деталей конструктора. Развитое воображение для конструирования как для творческого вида деятельности очень важно. Оно формируется благодаря наблюдениям на прогулке, знакомству с художественной литературой и мультфильмами. Старших дошкольников стоит стимулировать к самостоятельному конструированию. Для этого можно задавать наводящие вопросы и подталкивать к размышлениям и применению собственного опыта. Всё это способствует развитию детского творчества.

К переходу в подготовительную группу дети владеют определенным багажом знаний о навыках конструирования. Они уже знают, как обращаться со схемами и маленькими деталями. Для подготовки к школе это имеет огромное значение, ведь так формируется усидчивость, образное мышление, логика действий.

Важно, что педагоги, используя метод конструирования в целях развития, должны обращаться к специализированным руководствам именно для дошкольников. Например, к программе «Фанкластик: весь мир в руках твоих», составленной доктором педагогических наук и академиком МАНПО Лыковой И. А.

В младшем школьном возрасте продолжается развитие конструктивных навыков, только уже на более высоком уровне. На смену игровой деятельности, которая является ведущей, приходит учебная. При этом творческие виды деятельности по-прежнему сохраняют важную позицию в жизни ребенка. Поэтому конструирование в школе интегрируется либо в  обучение, либо в дополнительную деятельность. Главное, чтобы у ребенка была мотивация использовать и развивать полученные до этого знания и умения.

Для того чтобы простимулировать это желание, также стоит использовать специальные методики. В ближайшее время АО «ХИЗ» запустит программу, нацеленную на интеллектуально-творческое развитие детей начальной школы. Тут уже будут осваиваться и более сложные процессы, например понимание элементарных математических представлений и основных мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Что стоит учитывать при внедрении конструирования в обучающий процесс


Нужно четко осознавать, какой подход использовать для определенного возраста. Особенностей множество. Например, в раннем возрасте стоит как можно чаще показывать и называть фигуры, давать детям возможность изучать их свойства. Так как уже в возрасте одного года малыши начинают выделять разные геометрические фигуры, взрослый должен использовать это умение по максимуму. В процессе постройки того или иного объекта не стоит перебарщивать с объяснениями, оставляя очень мало времени для игры. Важно дать ребенку самостоятельно пройти путь и помогать, только если он сам того захочет.

В младшем дошкольном возрасте основой обучения является продуктивный метод, когда ученик повторяет действия педагога. Важно также давать детям возможность опираться и на подсказки наставников, и на свой опыт. Даже если постройка будет неаккуратной, ребенок все равно сможет сформировать индивидуальные методы работы. Главное, чтобы он овладел основами конструирования, а не пытался слепо повторить образец.

В среднем дошкольном возрасте педагог уже может предлагать только план работы, а дети — самостоятельно решать, как его реализовать. В этот период идеально развивать умение работать в команде. Коллективные задания не только учат детей договариваться друг с другом, но и стимулируют развитие творческих навыков. Их можно выставить на конкурс в качестве совместных проектов — ученики будут рады, что их труд оценили по достоинству.

В старшем и подготовительном дошкольном возрасте можно и нужно привлекать детей к работе с помощью фотографий, картинок, схем. Здесь важно научить ребенка выбирать только те материалы, которые нужны ему для определенной постройки, а не использовать все и сразу. Если он не может рационально использовать разные виды конструктора, это может говорить о низком уровне творческого развития.

Конструирование в начальной школе также помогает ребенку освоиться и повысить уровень созидательных навыков. Стоит понимать, что перед детьми должны быть поставлены более четкие задачи, с которыми они смогут быстрее узнавать новое. В этом помогут следующие механики:

Конструирование по образцу

Эта форма подходит при изучении новой техники конструирования или использовании неизвестных ранее материалов. Педагог четко регламентирует деятельность, чтобы результатом стали изделия по образцу.

Конструирование по модели

Форма эффективна при создании изделий из несложного вида конструктора. Педагог показывает модель в качестве образца, но не рассказывает последовательность ее сборки. Дети воссоздают схему на основе своих предположений о материале и этапах. В процессе поиска решений может возникнуть оригинальная идея, которая способствует продуктивному мышлению.

Конструирование по условиям

Используется в качестве определения уровня знаний. Педагог не предлагает образец, но дает условия, которые характеризуют объект, ограничивают материалы и техники изготовления. Такая форма способствует развитию творческих навыков у школьников.

Конструирование по чертежам и схемам

Для начала педагог знакомит детей с пониманием схем и чертежей. Результатом становится изделие, построенное с опорой на наглядные формы.

Конструирование по замыслу

Форма направлена на развитие творческой активности, так как ребенку дается полная свобода выбора. Это позволяет проявить свои способности и возможности, а педагогу — отследить уровень полученных знаний.

О компании: акционерное общество «ХИЗ»

АО «ХИЗ» производит конструкторы и разрабатывает комплекты для педагогов детского сада и начальной школы. Компания предлагает готовое решение по конструированию, а именно учебно-методический комплект «Фанкластик: весь мир в руках твоих». Он включает в себя учебно-игровое оборудование, сценарии занятий на каждый возраст, карты-схемы, а также компьютерную программу моделирования Fanclastic 3D Designer. Детали конструктора выполнены из высококачественного АБС-пластика, который используют такие мировые производители, как Lego и Playmobil.

Конструктор «Фанкластик» с методическим сопровождением используется более чем в 5 000 дошкольных учреждений в 60 регионах России и 600 школах, а также является частью образовательных систем Израиля, Ирландии и Польши.

Приобрести готовое решение