Культура

«Нет значит нет»: что не так с клипом Нежного Редактора

8312
2
На прошлой неделе блогерка Татьяна Мингалимова, известная как Нежный Редактор, выпустила клип «Оргазм». Здесь новоиспеченная исполнительница провозглашает эмпауэрмент и мощь феминистского сообщества: сама Татьяна отмечает, что трек придаст чувство силы и уверенность в себе.

На первый взгляд может показаться, что «Оргазм» — это и в самом деле гимн русского феминизма. Даже активистка Александра Митрошина заметила в своем телеграм-канале, что клип вышел крутым. Однако при более пристальном рассмотрении зритель, особо подкованный в теме, обратит внимание на похвалу насилию и мизандрии, неискренность слов самой певицы, наплевательское отношение к цитатам, которые стоили карьеры другим медийным личностям. Разберем, что же не так с творчеством Нежного Редактора и почему в этом виновата всеобщая коммерциализация феминизма.

Что мы видим в клипе

На протяжении трех минут героиня Мингалимовой скандирует лозунги, популярные в фем-сообществе сегодня: «Мне нужен оргазм, а не одобрение», «Нет значит нет» и так далее. В видеоряде показываются образы сильных девушек: персонажи ролика размахивают битами налево и направо, отталкивают тех, кто к ним пристает, отбиваются от консервативного окружения.
Нежный Редактор
Несмотря на обилие отсылок, основная мысль так и не выделяется. Не совсем ясно, что именно должен понять зритель: что женщины могут быть сильными, что они сами — хозяйки своего тела и положения в обществе, или что они способны на насилие так же, как и мужчины. Неподготовленный человек попросту рискует затеряться в многоголосии смыслов, которые зачастую противоречат сами себе.

Что же с ним не так

Факт, что три года назад Мингалимова позволяла себе антифеминистские высказывания, еще не говорит о том, что женщина должна оставаться такой и сегодня. За долгое время блогерка вполне могла не «переобуться», а переоценить ценности и выбрать для себя новый путь: это похвально. Однако, как и в примерах из мировой культуры (к ним мы обратимся позже), ее попытки анализировать новые установки выглядят как форменная коммерциализация. Если раньше инструментом маркетологов был секс, то теперь лозунгом нашего поколения смело можно назвать фразу «феминизм продает», и Нежный Редактор это понимает. Итак, разберем, почему творчество Татьяны в целом и клип в частности могут оттолкнуть, хоть и кажутся притягательными.

Читать по теме:КультураЭмпауэрмент-девичник: 10 исполнительниц, которых стоит добавить в свой плей-лист

Создается ощущение, что контент сделан наспех

По крайней мере тот, что касается фем-повестки. Видео покажутся интересными тем зрителям, которые в принципе и знать не знали о движении за равноправие как таковом — героини шоу «Подруги» рассматривают вещи вроде концепта согласия, подбора контрацептивов, родов, походов на кинки-вечеринки. При этом они не стесняются собственного ханжества или полного непонимания темы, например, в выпуске о kinky-party героини не могут прийти к согласию и найти то самое мнение о секс-ивентах, которое отражало бы позицию их редакции. А в интервью с Кареном Шаиняном, автором шоу Straight Talk With Gay People, они и вовсе задают неудобные вопросы о сексе в его паре.
Нежный Редактор
Подобные звоночки находят отражение в клипе «Оргазм», куда словно наспех вложили буквально все отсылки к феминизму в российском медиапространстве за последний год, притом не вычленили что-то определенное. Создается впечатление вроде: «Окей, вы (героини клипа — прим. ред.) хотите разрядки, самостоятельности и всего хорошего против всего плохого. А дальше-то что?»

Не чувствуется глубины

Хотя сама Нежный Редактор отмечает в интервью с The Flow, что текст трека создан известным гострайтером Rickey-F и в совокупности с видеорядом (весьма неплохим!) он представляет сумму всех проблем женщин из России, к музыкальной составляющей все равно остаются вопросы. Создается ощущение, будто исполнительница вообще не готовилась к съемкам, впрочем, она сама этого и не отрицает. На вопрос от журналистов The Village «Какие у тебя до клипа были отношения с музыкой и часто ли ты поешь?», она отвечает таким образом:

Нет, я даже в караоке никогда не пою. Но вообще, в треке-то я и не пою — я читаю. Я ведь училась на диктора, выросла на Нойзе…

При этом честность Мингалимовой не делает скидки на ее творчество. Возьмем в пример рэпера Loqiemean, решившего добавить в свои треки больше вокала. Специально для этого музыкант брал уроки пения — он хотел совершенствоваться, чтобы дать своим слушателям хороший во всех смыслах продукт.
Нежный Редактор
Отсутствие глубины видится и на этапе проработки текста: так, героиня Мингалимовой в треке непринужденно кидает зрителям фразу: «А что ты сделала, чтобы он не бил тебя». Напомним, она едва не стоила Регине Тодоренко многомиллионных контрактов и дальнейшей карьеры. Здесь она подается как ни к чему не обязывающий элемент декора.

Одобряет насилие

Они думают, феминизм учит ненавидеть мужчин.

— поет сама Мингалимова.

И вроде бы после такого пассажа должен последовать ответ «Нет», однако мы видим иную картину. Зрителям даются визуальные образы, где героиня Татьяны крушит здание битой, разбрасывает предметы, демонстрирует силу. Значит ли это, что, по ее мнению, сама женщина очень даже может быть агрессором? Возможно. В таком случае зритель придет к следующему мнению: клип одобряет насилие не как защитную тактику, но как императив феминистки, что, на самом деле, не так. Согласна с этим и фем-активистка Лиза Лазерсон, оставившая в своем телеграм-канале следующий пост:

…где-то год назад Таня поняла, что быть девочкой уже не модно. Она резко «переобулась» и начала изображать феминистку. Но это так не работает. Потому что в итоге у нее получился клип, в котором агрессивные женщины чморят единственного мальчика. Женственного, нежного и беззащитного. Который не представлял для них никакой угрозы.

Нежный Редактор
Отметим, что граней «правильного» и «неправильного» феминизма как таковых нет, и Нежный Редактор это доказывает на своем примере — она идет своим путем. Однако подобная тактика может не обеспечить поддержки людей, которые знакомы с освещаемой темой больше, чем усредненный зритель.

Читать по теме:КультураЧто стоит за сексуальным эмпауэрментом

Почему сегодняшнее отношение медиа к феминизму — это проблема

Если вкратце, то дело в том, что коммерциализация движения ведет к его обесцениванию. На западе подобных примеров предостаточно, и постепенно ими пользуются российские создатели контента.

Так, например, ремейк «Охотников за привидениями», где главными героинями были только женщины, решил поплясать не только на костях оригинального фильма, но и на идеях современного феминизма — последний и вовсе выглядит на фоне общего повествования эдакой оберткой, в которую можно обернуть любую идею. Главное, чтобы продалась подороже.

Фильм изначально подавали как светоч феминизма, а он таким не стал. Вместо интересных и глубоких идей, которые могли бы увлечь зрительниц, — глупая клоунада и заезженные шутки. Тут тебе и попытка пристыдить одну из героинь за то, что она носит каблуки, и эпизод, где агрессивная охотница разбивает монитор вместо того, чтобы попробовать разобраться в проблеме. Меж тем, движение женщин — совсем не про шейминг и не про агрессию, только вот фильмоделы не всегда это понимают.

Еще яркий пример — перезапуск «Зачарованных». Если оригинальная версия сериала, снятая в такие сексисткие 90-е, восхваляла идеи сестринства и единства женщин, то новый проект выглядит на его фоне примерно так же, как и персонажи «Оргазма». Героини бросаются картонными фразами, вставляют в повествование представителей угнетаемых этнических или сексуальных групп лишь для того, чтобы они там были, словом, извращают представления о ценностях современных активистов.

Между тем, феминизм — это не про повторение шаблонных фраз, не про демонстрирование доминирования и уж тем более не про продажу идей. Подобные проекты рискуют обесценить достижения борцов за равные права, а также показать зрителям такое многогранное движение плоско.