Сколько лет центениалам?
Чтобы точно посчитать возраст центениалов, придется на минутку отрешиться от космополитизма и признать, что развитие общества в России и на Западе идет разными путями. Поэтому и поколения миллениалов и центениалов по году рождения немного различаются. На Западе поколение Y рождалось с начала 80-х и до середины 90-х годов, а затем на бурных волнах цифрового развития стали рождаться «люди гаджетов», центениалы. Таким образом, граница проходит примерно по 1996 году. В России миллениалы стали появляться только в самый разгар «оттепели», то есть в 1985-1987 годах. А центениалы — только с 2000 года, потому что до этого времени ни гаджеты, ни компьютеры для широкой общественности доступны не были. Скорее, это были предметы роскоши. Впрочем, некоторые западные социологи и для своих «местных» центениалов установили такую же планку.
Если же отталкиваться не от возраста, а от фактов, то центениалов не так-то просто спутать с другими поколениями. Видите молодого человека, который недоумевает, как можно сомневаться в необходимости гаджетов, так смело записывайте его в эту категорию. Они с планшетами и смартфонами росли вместе.
Особенности поколения
• Цифровой мир. Центениалы родились в эпоху вседоступного интернета, поэтому не мыслят свою жизнь без него. Так как они с детства привыкли вести бурную жизнь в виртуальном пространстве, то четкой границы между реальным миром и цифровым для них не существует, они продолжают и дополняют друг друга.
• Мультикультурность. В интернете мы общаемся с совершенно разными людьми без привязки к расе, полу, внешности или месту проживания. Поэтому именно центениалы являются самыми толерантными и не заморачиваются по поводу каких-либо характеристик другого человека.
• Адблок. Центениалы так привыкли повсюду видеть рекламу, что зачастую не нуждаются в реальных программах, которые ее блокируют. На подсознательном уровне они просто не обращают на нее внимания, воспринимая как элемент декорации. Большинство видов рекламы или спама их не раздражают, но и привлечь внимание очень сложно, так что PR-специалистам приходится немало потрудиться, чтобы сделать что-то нестандартное и из ряда вон выходящее.
• Безопасность. Несмотря на кажущуюся плотную интегрированность в цифровое общество, центениалы высоко ценят безопасность и личное пространство. Поэтому у них закрытые странички, безопасные мессенджеры и в целом повышенное стремление отгородиться от лишних глаз в интернет-среде.
• Клиповое мышление. Центениалы не привыкли долго и глубоко концентрироваться на одном предмете, предпочитая мультизадачность, когда с одной задачи можно легко перепрыгивать на другую. Иногда это выливается в гиперактивность, однако в целом приносит положительные плоды, так как обилие информации в интернете можно обработать без головной боли только с таким мышлением.
• Визуальное восприятие информации. Лучше всего новое центениалы воспринимают глазами. Они не вчитываются, а сканируют, и аудиоинформации и руководствам на бумаге предпочитают видео. Поэтому YouTube так популярен. Если вы хотите что-то объяснить центениалу, то делайте это максимально наглядно.
Сильные стороны
Рассмотрев общие черты центениалов, более старшее поколение может прийти к выводу, что это рассеянные и несобранные люди, зависимые от интернет-технологий. Впрочем, каждое предыдущее поколение думает так о последующем. Даже Сократ в V веке до нашей эры утверждал: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Тем не менее у центениалов много сильных сторон, которые совсем скоро покажут результаты не только в виртуальном пространстве, но и повлияют на общественную жизнь, так как поколение начинает входить в совершеннолетний возраст.
Центениалы быстро ищут и обрабатывают информацию, легко привыкают и адаптируются ко всему новому. Они способны проанализировать целые массивы статистических данных «походя» и выдать результат, до которого более старшие профессионалы будут докапываться неделями. Например, быстрое решение о том, как именно «зацепить» аудиторию той или иной социальной сети, как привлечь внимание или чего следует избегать — конек центениалов. Миллениалы часто называют это «чутьем на лайки» с некоторой долей презрения, однако не стоит недооценивать подобную способность. Умение держать нос по ветру очень пригодится центениалам, когда они смогут полноценно участвовать в рынках. Онлайн-рынках, само собой.
Миллениалы были поколением творческих романтиков, сомневающихся во всем, а центениалы, напротив, твердо стоят на ногах и чаще всего знают, чего они хотят. Социологические исследования показывают, что они еще со школы решают, где будут работать и сколько планируют зарабатывать, подгоняя навыки и умения под этот «идеал». Целеустремленности центениалам не занимать. Более того, около двух третей всех опрошенных представителей этого поколения заявили, что собираются заняться предпринимательством.Для центениалов не слишком характерен подростковый бунт или показная депрессия. Справиться с трудным возрастом им помогают сообщества и друзья, которые в виртуальном пространстве давно уже стали такими же дорогими, как и реальные. Центениалы меньше курят и выпивают. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что количество подростковых беременностей неуклонно падает с каждым годом. Это ли не хороший показатель?
Миллениалам и центениалам придется сосуществовать вместе долгие годы, поэтому очень важно понимать специфику мировосприятия обоих этих поколений. Конечно, не всех молодых людей можно причислить к этой группе, это, скорее, характеристика большинства, но не каждого. Если вы будете работать, общаться или каким-то другим образом взаимодействовать с представителем другого поколения, то не пытайтесь переделать его под свою гребенку, а обратите внимание на особенности общения и сильные стороны. Тогда всем будет только лучше. Кроме того, граница между двумя поколениями так хрупка, что вы можете встречаться с парнем-центениалом, даже если он ненамного младше вас или даже ваш ровесник. Такое тоже бывает.