Кто придумал спиритические сеансы
Общение с духами предков — очень древняя практика, поэтому сложно сказать, кто конкретно придумал спиритический сеанс как способ такой коммуникации. Самая ранняя из дошедших до нас работ о спиритизме — книга англичанина Джорджа Литтлтона «Контакты с другой стороной» (Communitation With the Other Side), опубликованная в 1760 году. В ней он рассказывал о своем общении с душами королевы Швеции Кристины, Перикла и других известных личностей.
Массовую популярность спиритические сеансы приобретут еще через почти столетие — в середине 19 века.
С начала 1800-х годов философы, ученые и проповедники исследовали возможность жизни после смерти и искали способы связаться с потусторонним миром. В спиритических сеансах они увидели такую возможность. Через несколько лет, на волне популярности метафизических теорий, практика спиритизма породила целое массовое религиозное течение — спиритуализм.
Невероятные способности или щелкнувший палец сестер Фокс
У спиритуализма, в отличие от спиритических сеансов, есть конкретная дата и место рождения. Началом движения считают случай, произошедший в 1848 году в доме американского фермера мистера Фокса. После переезда в новый дом его семья слышала постоянный необъяснимый шум. Дочери Фокса вступили в контакт с неизвестной сущностью с помощью стуков и узнали, что это дух торговца, захороненного в подвале дома. Покопавшись на указанном месте, Фоксы нашли кусок кости, которую местный гость назвал человеческим черепом. Только через полвека в обвалившейся стене подвала действительно обнаружили человеческий скелет.
Все три сестры Фокс тут же начали путешествовать по стране с публичными спиритическими сеансами. Уже к 1855 году сторонников спиритуализма насчитывалось более миллиона. Даже последующее признание в мошенничестве от одной из сестер Фокс (она сказала, что издавала звуки, принимаемые за глас духов, щелкая суставом пальца на ноге) не разуверило спиритуалистов в верности своего учения.
В России спиритические сеансы были известны еще при Екатерине II, однако популярны они стали только в 70-е годы 19 века. Одними из первых адептов общения с духами посредством доски стали декабрист Глинка, составитель того самого толкового словаря Даль, близкий друг Пушкина Нащокин. Появился кружок спиритуалистов, куда приглашали известных на западе медиумов, в том числе одну из сестер Фокс: Кейт провела несколько сеансов для царской семьи.
К концу 19 века спиритические сеансы утратили актуальность, но Первая мировая война спровоцировала новую волну популярности. Как писал Конан Дойл в своей книге «История спиритуализма»:
Смерть, коснувшись своим холодным дыханием почти каждой семьи, неожиданно возбудила интерес к вопросам жизни после смерти.
Сегодня у спиритуализма все еще есть последователи. К примеру, в Британии есть несколько сотен спиритуалистических церквей, а также Национальный и Христианский союзы спиритуалистов.
Как проводят спиритический сеанс
Практика спиритических сеансов разных медиумов отличалась: к примеру, по свидетельствам очевидцев, во время выступлений сестер Фокс в помещении начинали раздаваться глухие стуки с разных сторон, с помощью которых с собравшимися общались духи. Когда спиритические сеансы стали мейнстримом и их начали проводить обычные люди, чтобы развлечься, появился и инструмент, упрощающий коммуникацию с умершими — доска «уиджа».
Коммерческий вариант такой доски первым запатентовал предприимчивый американец Элайджа Бонд. Доска рекламировалась, как древнеегипетская игра, а ее название объяснялось по-разному. Согласно одной версии, слово «уиджа» обозначало у египтян удачу, по другой — это сочетание французского и немецкого слов «да» («oui» и «ja»), третья версия гласит, что название «уиджа» подсказала сама доска.
Элайджа Бонд был юристом и изобретателем. Среди его патентов много полезных вещей, например, паровой котел, но в истории он остался как изобретатель спиритической «говорящей доски». Даже надпись на задней стороне его надгробия выполнена в стиле доски «уиджа».
Стандартная «говорящая доска» или доска дьявола, как ее называют в народе — это деревянная дощечка с нанесенными на нее буквами алфавита и цифрами. Медиум или несколько медиумов кладут один или два пальца на специальный указатель и концентрируются на определенном вопросе. Дальше, якобы под действием силы духа, они перемещают указатель по символам, составляя из них ответ.
Что про спиритизм думает наука
Спиритические сеансы и спиритуализм критиковали во все времена его существования, что не слишком мешало популярности этого движения.
Еще в 1870 году Дмитрий Менделеев создал «Комиссию для рассмотрения медиумических явлений», куда вошли авторитетные ученые. Вывод комиссии был однозначен: спиритуализм объявлен суеверием.
Современные ученые и большинство религиозных деятелей солидарны с выводами комиссии Менделеева и считают спиритические сеансы либо самовнушением, либо откровенным мошенничеством.