Психология
10 июня, 2022

Опять двойка: почему ребенок плохо учится

Плохие учителя, неправильная система и стресс — основные причины плохой успеваемости. Но даже у самой сложной проблемы есть решение.
Успехи в учебе зависят от многих факторов: интереса к предмету, обстановки в коллективе, учебной программы. И если ребенок получил плохую оценку, не следует его ругать. Лучше разобраться в причине и помочь найти решение этой проблемы. Вместе с онлайн-школой «Атом» узнаем, почему ребенок получает плохие оценки и как превратить их в хорошие.

Проблема: двойки за контрольные

Бывает, что ребенок хорошо работает дома и получает высокие оценки за домашнее задание. Но когда дело доходит до работы в классе и проверок, появляются тройки и двойки.
Дело в темпе работы. Ведь дома можно тратить на изучение темы несколько часов. В классе же ребенок должен усвоить тему быстро, а иногда всего за один урок. Программа общего образования рассчитана по времени и не принимает отстающих учеников.

На контрольной ребенок должен решить большое количество заданий всего за 20-40 минут. От этого он может растеряться и забыть даже то, что до этого хорошо знал. Ситуация ухудшается, когда речь заходит о более важных тестах, например, выпускных экзаменах. В исследовании из научного журнала Psychology in the Schools сказано, что уровень тревожности учащихся увеличивается в разы, если на кону стоит переход в другой класс или поступление. Даже умный ученик рискует набрать мало баллов на ЕГЭ из-за сильного стресса.

Решение: тренировка дома

Чтобы избавиться от стресса и волнения при написании контрольных, нужно дать ребенку к ним привыкнуть. В этом поможет система проверки домашнего задания. Ты можешь давать ребенку проверочный тест после каждого параграфа. Его можно легко найти в интернете. Это поможет ученику спокойнее относиться к контрольным в классе. А в будущем снизит стресс от сдачи более важных экзаменов.

Если речь заходит о глубоком изучении темы, то самостоятельный метод проверки может быть неэффективен. В этом случае стоит обратиться к репетитору. Вместе с ним ребенок сможет решать контрольные без страха получить плохую отметку.

В онлайн-школе «Атом» занятия проходят онлайн. На них ребенок изучает тему и вместе с преподавателем решает задачи из материалов урока. Ученик может попробовать сделать это самостоятельно. Главное, что за нерешенные задачки его никто не будет ругать. Цель преподавателей —  объяснить, зачем нужна домашняя работа и почему им важно практиковаться. Дети учатся принимать решения самостоятельно, чтобы работать было интересно и полезно.

Проблема: учитель придирается

Успеваемость ученика зависит от его отношений с учителем. Например, ребенок будет лучше запоминать иностранный язык, если преподаватель мотивирует его к этому. Эту взаимосвязь выявили исследователи шведского университета в Евле. В своей работе они также отметили значимость методов преподавания, ведь для каждого человека нужен свой подход в обучении. Одним людям достаточно теории, а другие опираются на реальные примеры.

Иногда учителя не задумываются об этом и начинают злиться, если ученик не понимает тему или решает задания не так, как объясняли в классе. В ход может пойти педагогическое насилие: учитель высмеивает ребенка при других учениках и занижает ему оценки. Такой негатив может отбить любое желание изучать предмет, в принципе. Не зря многие люди даже во взрослой жизни вспоминают «злую математичку» из школьных времен.

Решение: поиск другого наставника

Если есть возможность, лучше перейти в другой класс или сменить школу. Но такое решение доступно не всегда, прибегать к нему стоит только в крайних случаях. Лучше дать ребенку возможность заниматься вне школы. Сейчас в России доступно много образовательных центров. В них можно учиться физике, математике и даже литературе без страха, что за ошибки будут высмеивать.

Ученику не обязательно готовится к экзамену с неприятным педагогом. Он может делать это в группе со своими ровесниками или вместе с репетитором. Так ребенок будет учиться не ради оценки, а ради реальных знаний. Это позволит ему стать увереннее и выстоять против придирок школьного учителя.

Наставника для своего ребенка можно найти в онлайн-школе «Атом». Все преподаватели в ней обращаются к учащимся уважительно, на «вы». Такой подход больше мотивирует к обучению.

Это подтверждают специалисты Филиппинской социологической ассоциации. Команда исследователей протестировала показатели детей, к которым учителя обращались уважительно. Выяснилось, что эти ученики стремились узнавать новое и всегда выполняли домашние задания.

Проблема: в школе неинтересно

Детям в России не нравится учиться — это результаты опроса Общероссийского народного фронта. Из 2 500 детей только 700 интересно в школе. Причин у такого результата несколько.

Во-первых, уроки кажутся опрошенным неинтересными. Их преподают по старым учебникам и не используют современные программы.

Во-вторых, из-за школьной нагрузки ученикам не хватает времени на свои хобби. Кроме того, учителя и родители заставляют участвовать в конкурсах и олимпиадах, которые, на самом деле, нужны ради галочки.

В-третьих, школьники считают, что учебная программа слишком оторвана от реальной жизни. Она не учит решать практические задачи, например, обращаться с финансами. В школе неинтересно, потому что ребенок не понимает, что он там делает и зачем ему учиться.

Решение: дать возможность посоревноваться

Олимпиады могут мотивировать ребенка учиться, но здесь важен современный подход. Обычные «Русский медвежонок» и «Британский бульдог» с этим не помогут. Лучше использовать методику западных стран, где каждая олимпиада — это целая проектная деятельность. Ребенок сам или вместе с научным руководителем разрабатывает тему, готовит материалы и презентует результаты. При этом проекты максимально приближены к реальности. Например, в рамках научных олимпиад стран Боснии и Герцеговины, ученики создают проекты, которые могут воплотить при должном финансировании. Это, с одной стороны, продвигает науку, а с другой вызывает интерес к учебе.

Специальные олимпиадные классы можно найти и в России, такой уже открылся в «Атоме». В нем собираются ученики, которых интересует конкретная наука. Они соревнуются друг с другом и делятся знаниями. Летом это делать особенно приятно — ребята не загружены школой, могут найти баланс между полезной деятельностью и беззаботным отдыхом. К тому же, детям становится интереснее учиться, ведь они начинают знакомиться с точными науками задолго до того, как пройдут их в школе. Ребенок чувствует себя увереннее в математике и физике, если понимает, как они работают.

Онлайн-школа «Атом» была открыта, чтобы показать — учеба может быть интересной. Здесь ребенок не получает оценок. Он добивается реальных целей и учится критически мыслить. В этом ему помогает преподавательский состав с богатым опытом обучения. Например, основатель онлайн-школы, Дмитрий Храмченков, более 30 лет преподает в национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ».

В онлайн-школе «Атом» ребенок сделает науку частью своей жизни. Это поможет ему осуществить свои мечты, например, поступить на бюджет или стать разработчиком компьютерных игр.

Записаться на первый урок

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: