Проблема: двойки за контрольные
Бывает, что ребенок хорошо работает дома и получает высокие оценки за домашнее задание. Но когда дело доходит до работы в классе и проверок, появляются тройки и двойки.
Дело в темпе работы. Ведь дома можно тратить на изучение темы несколько часов. В классе же ребенок должен усвоить тему быстро, а иногда всего за один урок. Программа общего образования рассчитана по времени и не принимает отстающих учеников.
На контрольной ребенок должен решить большое количество заданий всего за 20-40 минут. От этого он может растеряться и забыть даже то, что до этого хорошо знал. Ситуация ухудшается, когда речь заходит о более важных тестах, например, выпускных экзаменах. В исследовании из научного журнала Psychology in the Schools сказано, что уровень тревожности учащихся увеличивается в разы, если на кону стоит переход в другой класс или поступление. Даже умный ученик рискует набрать мало баллов на ЕГЭ из-за сильного стресса.
Решение: тренировка дома
Чтобы избавиться от стресса и волнения при написании контрольных, нужно дать ребенку к ним привыкнуть. В этом поможет система проверки домашнего задания. Ты можешь давать ребенку проверочный тест после каждого параграфа. Его можно легко найти в интернете. Это поможет ученику спокойнее относиться к контрольным в классе. А в будущем снизит стресс от сдачи более важных экзаменов.
Если речь заходит о глубоком изучении темы, то самостоятельный метод проверки может быть неэффективен. В этом случае стоит обратиться к репетитору. Вместе с ним ребенок сможет решать контрольные без страха получить плохую отметку.
В онлайн-школе «Атом» занятия проходят онлайн. На них ребенок изучает тему и вместе с преподавателем решает задачи из материалов урока. Ученик может попробовать сделать это самостоятельно. Главное, что за нерешенные задачки его никто не будет ругать. Цель преподавателей — объяснить, зачем нужна домашняя работа и почему им важно практиковаться. Дети учатся принимать решения самостоятельно, чтобы работать было интересно и полезно.
Проблема: учитель придирается
Успеваемость ученика зависит от его отношений с учителем. Например, ребенок будет лучше запоминать иностранный язык, если преподаватель мотивирует его к этому. Эту взаимосвязь выявили исследователи шведского университета в Евле. В своей работе они также отметили значимость методов преподавания, ведь для каждого человека нужен свой подход в обучении. Одним людям достаточно теории, а другие опираются на реальные примеры.
Иногда учителя не задумываются об этом и начинают злиться, если ученик не понимает тему или решает задания не так, как объясняли в классе. В ход может пойти педагогическое насилие: учитель высмеивает ребенка при других учениках и занижает ему оценки. Такой негатив может отбить любое желание изучать предмет, в принципе. Не зря многие люди даже во взрослой жизни вспоминают «злую математичку» из школьных времен.
Решение: поиск другого наставника
Если есть возможность, лучше перейти в другой класс или сменить школу. Но такое решение доступно не всегда, прибегать к нему стоит только в крайних случаях. Лучше дать ребенку возможность заниматься вне школы. Сейчас в России доступно много образовательных центров. В них можно учиться физике, математике и даже литературе без страха, что за ошибки будут высмеивать.
Ученику не обязательно готовится к экзамену с неприятным педагогом. Он может делать это в группе со своими ровесниками или вместе с репетитором. Так ребенок будет учиться не ради оценки, а ради реальных знаний. Это позволит ему стать увереннее и выстоять против придирок школьного учителя.
Наставника для своего ребенка можно найти в онлайн-школе «Атом». Все преподаватели в ней обращаются к учащимся уважительно, на «вы». Такой подход больше мотивирует к обучению.
Это подтверждают специалисты Филиппинской социологической ассоциации. Команда исследователей протестировала показатели детей, к которым учителя обращались уважительно. Выяснилось, что эти ученики стремились узнавать новое и всегда выполняли домашние задания.
Проблема: в школе неинтересно
Детям в России не нравится учиться — это результаты опроса Общероссийского народного фронта. Из 2 500 детей только 700 интересно в школе. Причин у такого результата несколько.
Во-первых, уроки кажутся опрошенным неинтересными. Их преподают по старым учебникам и не используют современные программы.
Во-вторых, из-за школьной нагрузки ученикам не хватает времени на свои хобби. Кроме того, учителя и родители заставляют участвовать в конкурсах и олимпиадах, которые, на самом деле, нужны ради галочки.
В-третьих, школьники считают, что учебная программа слишком оторвана от реальной жизни. Она не учит решать практические задачи, например, обращаться с финансами. В школе неинтересно, потому что ребенок не понимает, что он там делает и зачем ему учиться.
Решение: дать возможность посоревноваться
Олимпиады могут мотивировать ребенка учиться, но здесь важен современный подход. Обычные «Русский медвежонок» и «Британский бульдог» с этим не помогут. Лучше использовать методику западных стран, где каждая олимпиада — это целая проектная деятельность. Ребенок сам или вместе с научным руководителем разрабатывает тему, готовит материалы и презентует результаты. При этом проекты максимально приближены к реальности. Например, в рамках научных олимпиад стран Боснии и Герцеговины, ученики создают проекты, которые могут воплотить при должном финансировании. Это, с одной стороны, продвигает науку, а с другой вызывает интерес к учебе.
Специальные олимпиадные классы можно найти и в России, такой уже открылся в «Атоме». В нем собираются ученики, которых интересует конкретная наука. Они соревнуются друг с другом и делятся знаниями. Летом это делать особенно приятно — ребята не загружены школой, могут найти баланс между полезной деятельностью и беззаботным отдыхом. К тому же, детям становится интереснее учиться, ведь они начинают знакомиться с точными науками задолго до того, как пройдут их в школе. Ребенок чувствует себя увереннее в математике и физике, если понимает, как они работают.
Онлайн-школа «Атом» была открыта, чтобы показать — учеба может быть интересной. Здесь ребенок не получает оценок. Он добивается реальных целей и учится критически мыслить. В этом ему помогает преподавательский состав с богатым опытом обучения. Например, основатель онлайн-школы, Дмитрий Храмченков, более 30 лет преподает в национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ».В онлайн-школе «Атом» ребенок сделает науку частью своей жизни. Это поможет ему осуществить свои мечты, например, поступить на бюджет или стать разработчиком компьютерных игр.