Медиа любят громкие заголовки: уже сейчас появляются сообщения о том, что в сети выпущены треки, полностью созданные искусственным интеллектом. Это не совсем так: для того, чтобы эта песня была написана, было приложено немало человеческих ресурсов. Мы решили разобраться в том, как роботы и нейросети пишут музыку и стоит ли опасаться революции в этой сфере.
Стартапы лидируют
Люди ждут новостей от Google или Facebook и думают, что именно они расскажут о том, как искусственный интеллект будет задействован в музыке. Возможно, прорыв случится совсем в другом месте — благодаря мелким компаниям и отдельным разработчикам.
Проект «Spawn» — искусственный интеллект, который учится самостоятельно создавать музыку, которого «кормят» то разными голосами разработчиков, то голосами профессиональных вокалистов Берлина. Разработчики Херндон и Драйхёрст даже организовывают специальные мероприятия, где любой желающий может взаимодействовать со Спауном, напевая ему песни.
Важно понять, как это работает и что может делать, чтобы мы могли получить тот голос, который требуется, а также этическую составляющую эксперимента.
— создатели Spawn
Самое главное, что стоит помнить об искусственном интеллекте на данный момент, — абсолютно все зависит от того обучения, которое проводят разработчики. Спаун учится на тех данных, которые ему дают, и именно объемы вмешательства определят дальнейшую деятельность ИИ. Музыка будущего однозначно будет напоминать музыку прошлого — другую информацию робот просто не может получить.
Мелодии уже можно встретить в музыкальных сервисах
Эш Куша — иранский разработчик, базирующийся в Лондоне, работает над виртуальной певицей Йоной. Он называет ее «auxuman» — буквально «вспомогательным человеком». По его словам, Йона — комплекс текстов и мелодий, созданных случайной генерацией.
Мелодии, созданные искусственным композитором, можно послушать в альбомах обычных людей, например певицы Тарин Саутерн, чья музыка была создана с помощью сервиса Amper.
Создатели Amper уже предоставили бета-версию приложения, с помощью которого каждый может попробовать сочинить песню определенной тональности, длины и музыкального жанра.
Шведский продюсер Даниэль Карлсон, также занимающийся обучением ИИ, верит в трансгуманизм — теорию о том, что человеческая раса сможет выйти на новый уровень потенциала благодаря технологиям. Он использует язык пограммирования TidalCycles, и результаты его работы можно послушать в целом альбоме «Expanding and overwriting». Как описывается работа на Bandcamp — это «новая музыка для нового мира».
Я вообще не чувствую угрозы. Если бы я занимался этим ради денег, сомневаюсь, что моя музыка звучала бы так.Мы уже пользуемся этой технологией
Стоит понимать, что искусственный интеллект — уже значительная часть музыкальной индустрии, ведь мы каждый день используем алгоритмы поиска рекомендованных треков или распознавания песен.
Очень важно, чтобы творческая составляющая искусственного интеллекта в музыке строилась не под диктовку. Мы не должны повторять и автоматизировать процессы.
— Эш Куша
Ты также можешь использовать нейросинтезатор, разработанный в Google, который воспроизводит звуки различных инструментов, помогая тебе придумать продолжение своей мелодии. Попробовать технологию можно на сайте AI-Duet: дай ИИ прослушать твою ноту, и алгоритм подберет тебе другую, с которой она будет хорошо сочетаться.
Больше инструментов
Совсем не обязательно создавать целые мелодии, достаточно расширить существующие возможности: платформа Nsynth предоставляет возможность смешивать звуки различных существующих музыкальных инструментов, чтобы получить новое звучание.
Мы пытаемся создать инструмент, который даст музыкантам новые способы выразить себя.
Пока искусственный интеллект не знаком с понятием «песенной структуры», так что разработчики должны самостоятельно определять, как должен отличаться припев от куплета. Зато они могут реализовать совершенно новые звучания в традиционной структуре:
Это не просто звуки, сложенные друг с другом. Что я нахожу захватывающим — они могут быть невозможными: например, звук, который звучит одновременно как кот и гитара.
Прогнозы
Драйхерст сравнивает искусственный интеллект с древней гадательной практикой:
Люди будут заглядывать в колодец и видеть то, что они хотят там видеть.
Он отмечает, что даже сегодня люди поступают так же, когда обсуждают новые технологии. Для музыкантов, которые уже заглядывают в хрустальный шар искусственного интеллекта, будущее выглядит обнадеживающе.
Я не думаю, что машины займут место человека в творческих областях. Они помогут укрепить наши места, заставят придумать новые идеи, и это подтолкнет нас к совершенно новому уровню цивилизации.
— Эш Куш
Люди всегда смогут создавать что-то новое из-за собственных амбиций и самосознания. Машины всегда будут выполнять то, чему их обучили. Если мы сможем заранее подготовиться к экзистенциальным вопросам, которые искусственный интеллект вдруг задаст себе, — мы получим возможность только расширить свой потенциал, а не уменьшить его.
Как ты относишься к появлению искусственной музыки от роботов?