Культура

Почему queer-музыка стала такой популярной

8517
0
Поп-музыка на протяжении всей своей истории четко фиксировала ситуацию, которая происходит в мире. Вся музыкальная индустрия — постоянно чередующиеся взлеты артистов, жанров и тенденций, и тренд последнего пятилетия — музыка от ЛГБТ-сообщества. Heroine решил разобраться в том, почему на вершине чартов стали появляться бисексуалы, пансексуалы, квиры и трансгендеры и какое значение это имеет для современного общества.

Отражение любви, которую не удалось испытать в нужное время

Музыкальные критики считают, что огромное значение имеет тематика песен. Обычно поп-музыка невинна, наивна и волнующа, и именно поэтому ее часто называют «музыкой для подростков». Поп-исполнители успешно передают те эмоции, которые испытывают подростки: первую влюбленность, первое разбитое сердце, первые сомнения в том, что ты выбираешь правильный путь.

Люди, которые относятся к ЛГБТ-сообществу, не всегда способны пережить все это в подростковом возрасте. Например, кто-то может стараться испытать любовь к человеку противоположного пола на протяжении десятилетий и не находить ответа на вопрос «почему я не могу вести себя как другие сверстники?». Кто-то годами пытается отрицать свою ориентацию и не раскрываться в обществе, чтобы не рисковать своим благополучием и отношениями с семьей.

Неким образом квир-музыка стала способом исправить то, чего не хватало представителям ЛГБТ в подростковом возрасте. Теперь музыканты стали открыто петь о своих сексуальных переживаниях, рассказывать личные истории о том, как это — чувствовать себя белой вороной, и именно это позволяет расширять индустрию, вовлекая в нее еще больше людей.

Снижение контроля продюсеров

Шесть лет назад R&B исполнитель Фрэнк Оушен перед выходом своего альбома Channel Orange зарегистрировался на Tumblr и заранее прояснил важную деталь: да, его первой любовью был мужчина. Именно поэтому в некоторых его песнях используется местоимение «он». В то время это стало серьезной провокацией, которая послужила сигналом для того, чтобы люди также честно стали говорить о том, что их волнует. Благодаря поддержке соцсетей, квир-музыканты получили возможность постоянно расширять свою аудиторию, а также повышать осведомленность мира в целом о жизни ЛГБТ-сообщества. Еще десять лет назад звукозаписывающие компании целиком и полностью контролировали, что их артисты должны говорить в интервью, какие песни писать и какие слухи провоцировать. Теперь исполнители могут самостоятельно выпускать треки с любым посылом, с которым захотят, и самостоятельно контролировать свои фан-сообщества.

Ты можешь получить миллионные прослушивания на YouTube и Spotify — чем не идеальная возможность для того, чтобы встряхнуть всю музыкальную индустрию? Теперь талантливые артисты могут достигать высот, вне зависимости от того, как себя идентифицируют, и это замечательная новость для любого человека в современном мире.

Расширение популярности

Поп-музыка прошла долгий путь с момента, когда Кэти Перри выпустила свой хит «I Kissed A Girl». В то время кому-то она показалась настоящим гимном бисексуальности, но текст был действительно спорным. «Ты моя экспериментальная игра / Это не то, что делают хорошие девочки» только укрепляло стереотип о том, что бывают «ненормальные» и «плохие» сексуальные ориентации.

Конечно, в поп-индустрии всегда были артисты, идентифицирующие себя как члены ЛГБТ-сообщества, но в последнее время их личности стали неразрывно связанными с той музыкой, которую они выпускают. В 2011 году Леди Гага выпустила трек «Born this way», который поддерживал самопринятие и инклюзивность. В течение всего десятилетия он является универсальным гимном, который охватывает и индивидуальность каждого человека, и его сексуальность.

В 2013 году актер и музыкант Трой Сиван начал выпускать вирусные видео, которые послужили толчком к продвижению его дебютного EP. Сиван взял под контроль тот нарратив, которым была окружена его музыка — и это тоже было возможно благодаря отсутствию диктатуры лейблов. Певица Холзи пишет песни с использованием взаимозаменяемых местоимений и использует однополые пары визуальных образов в своих клипах. В то же время Жанель Монэ выпустила клип «Make Me Feel», показывающий сексуальную утопию, которая позволит женщинам раскрепоститься и не проявлять свои сексуальные черты только для услады мужского глаза.

В течение десятилетий артистам говорили, что если они сделают каминг-аут, если они будут честны со своей аудиторией, это убьет их карьеру. Теперь эти компромиссы не нужны.

Конечно, не все было идеально, и некоторые артисты попытались следовать моде, вместо того чтобы думать о том, как их поступки повлияют на общество. Например, трек Деми Ловато «Cool For The Summer», так же как и песня Кэти Перри, был достаточно спорным из-за фраз вроде «не говори своей маме». Несмотря на то, что сама певица признала свою бисексуальность, очевидно, в ней до сих пор таятся страхи и сомнения о том, что ее ориентация — неправильна.

Другим проблемным треком стала песня Girls Риты Оры, в которой приняли участие Cardi B, Bebe Rexha и Charli XCX. Припев подчеркивал, что артистка хочет целовать других девушек, только когда пьяна — словно в трезвом состоянии ее бисексуальности не существует. Хейли Кийоко, поп-певица, даже написала об этом посты в соцсетях, подчеркнув, что новая популярная песня приносит больше вреда, чем пользы:

Подобная песня только подпитывает мужской взгляд на ситуацию, в то же время отталкивая идею любви женщин к женщинам. Я знаю, что это не было целью исполнителей, но отсутствие внимания к этим текстам раздражает… Мы можем и должны добиться большего успеха.

Стремление к осознанности и искренности

Год назад фронтмен Years & Years Олли Александр удивил фанатов рассказом о том, что его менеджеры побуждали Олли замалчивать собственную сексуальность.

Многие люди были шокированы, услышав о гомофобии, потому что все думают: «О, ну уже 2018 год, все плохое позади». Но квир-люди знают, что это не так.

Осознанность и искренность — то, из-за чего фанаты вдохновляются артистами, которые стоят за любимыми треками. Слушая таких артистов, как Хейли Кийоко, Келани или Троя Сивана, у квир-людей есть понимание того, что они не невидимы в обществе. Такие платформы, как Tumblr, превратили интернет в образовательную площадку по медийному продвижению, благодаря которому фанаты быстро понимают, что является PR-ходом, а что — реальной проблемой их любимого артиста. Нельзя просто притворяться, что ты гей или транссексуал, чтобы заработать на этом денег — хорошие продажи демонстрирует только искренность.

Политический протест

Музыкальные критики также предполагают, что взлет популярности квир-музыки связан и с развитием гомофобных движений в Америке, а также с политикой президента Трампа. По некоторым опросам, 20% миллениалов идентифицируют себя как представители ЛГБТ-сообщества, и, разумеется, их не устраивает тот факт, что правительство старается сделать вид, что их не существует.

Трой Сиван выпустил свой черно-белый клип «Heaven» за день до инагурации Трампа:
Это был мой способ напомнить всем, что сообщество LGBTQ переживало действительно тяжелые вещи в прошлом и всегда переживало

В то же время вышел альбом певицы Жанель Монэ Dirty Computer, который, по ее словам, является одой сексуальной свободе. В своей пластинке девушка заявляет, что она «не кошмар Америки, я американская мечта».

Несмотря на то, что песни не меняют обстановку в мире, по крайней мере они стимулируют разговоры: чем чаще медиа обсуждают ЛГБТ-сообщество, тем сильнее это способствует развитию разговоров о сексуальности и гендере. Возможно, кого-то песня побудит обсудить с родителями, что происходит, а другого — задуматься, чем же была на самом деле та дружба с человеком своего пола в подростковом возрасте. По мере того как в индустрии появляется все больше квир-артистов, сильное влияние эта отрасль оказывает на другие сферы жизни, и хотя впереди еще долгий путь, уже сейчас музыка помогает нам быть собой.