Если вспомнить детские игрушки, то не останется никаких сомнений, что игрушек для девочек розового цвета — подавляющее большинство. Одежды и аксессуаров — тоже. В подростковом возрасте окружение розового цвета все-таки разбавляется другими цветами и оттенками, однако где-то на подкорке остается смутное воспоминание о том, что розовый для принцесс. Так что если мальчик наденет розовую рубашку, то какой-нибудь «остряк» обязательно осведомится о его поле или ориентации. Что же такого особенного в этом цвете? Неужели он обладает какой-то особенной характеристикой, которая действительно делает цвет женственным?
Жизнь в розовом цвете
Никаких особенных цветовых характеристик у розового нет, так что его нельзя обвинить в воздействии на наши умы физическим способом. В значения цвета мы вкладываем ровно столько, сколько в них вкладывает история и культура. Еще пару веков назад во всем мире считалось, что розовый — это цвет для мальчиков, потому что красный — это цвет мужчин, крови, войны и силы. А розовый — всего лишь «разбавленный» красный, чуть более нежного оттенка, символизирующего юность. Точно так же светло-голубой был цветом для девочек. Впрочем, до середины XX века разницы между костюмами для мальчиков и девочек почти не было. Главное было — отделить детскую одежду от взрослой. Поэтому для детей шили свободные наряды, напоминавшие ночные рубашки и платья, а цвет их был совершенно неважен. Так как многие мальчики носили в то время длинные локоны до наступления «серьезного возраста», то отличить пол ребенка лет до 10-12 было практически невозможно.
Во взрослой моде долгое время женскими цветами считались все нежные и пастельные, без отличия по цветам. Если не темный, значит, женственный. Всё изменилось во время войны, когда нужна была более практичная и дешевая одежда немарких темных и серых тонов. На цвета тогда обращали внимание только завзятые модницы, но мировая промышленность не могла на них ориентироваться, занимаясь более важными делами.
Разделение началось после Второй мировой войны в США. Легкая промышленность набирала обороты, и мода воспряла духом. Первым делом дизайнеры начали выпускать детскую одежду, похожую на взрослую: штанишки для мальчиков, платьица для девочек. Вторым делом — внедрили цветовое разделение. Ориентиром стал тренд 50-х годов, который запустила «первая леди» США Мейми Эйзенхауэр. Она так любила розовый, что носила его постоянно, а на инаугурации президента появилась в очень женственном, заметном пышном платье нежно-розового оттенка. О нем говорили годами, а вскоре появился популярный мюзикл Funny Face, где розовому тоже пропели оду, обозначив его как цвет успешных современных женщин.
Окончательно розовый цвет как цвет женственности закрепился в конце 80-х и начале 90-х годов. В то же время он стал символом общественного движения в поддержку больных раком груди. «Женское» заболевание добавило несколько градусов в ассоциативный ряд этого цвета.
50 оттенков розового в России
Пытливый читатель, хорошо знающий историю, может заметить, что в России — и Советской России в том числе — дело обстояло несколько по-иному. Еще до войны детей в роддоме помечали розовыми и голубыми ленточками — девочек и мальчиков соответственно. Значит, цветовой код розового цвета появился намного раньше.
Причина ленточек разных цветов кроется в самолюбии российских князей и княгинь. В то время существовало 2 ордена, которые выдавали людям высшего сословия. Орден Андрея Первозванного полагалось носить на голубой ленте через плечо, а выдавали его только мужчинам. Орден Святой Екатерины был ему аналогичен, но его носили на розовой ленте, а получали только высокородные дамы (впрочем, известен один случай, когда такой орден получил мужчина). Князья так старались подчеркнуть свое происхождение, что их дети получали соответствующие ордены еще в колыбели — поэтому детские пеленки перевязывались голубой или розовой ленточкой в зависимости от пола. Разграничивать так пол младенцев оказалось очень удобно, так что традиция осталась и после упразднения орденов.
Дальше цветных ленточек цветовая дифференциация не шла, так что до того момента, как советская модная индустрия стала копировать западную, розовый цвет как «цвет для женщин» в России и Советском Союзе не встречался.
Двойной смысл
В те времена, когда розовый только появлялся в женской моде, он воспринимался как бунтарский. Женщины носили его, чтобы показать свою независимость и силу, однако со временем он так прочно вошел в культуру, что стал восприниматься как традиционный. Но активистки гомосексуальных движений успели «застолбить» его еще тогда, когда он говорил о феминистическом, толерантном и активном начале. Сейчас это значение практически стерлось, а в слово «розовая» добавилась негативная коннотация.
Что интересно, розовый цвет для обозначения гомосексуальности впервые использовали задолго до появления его в мире моды, но история так печальна, что общественная память предпочла это забыть или утаить. Треугольники розового цвета для обозначения гомосексуалистов использовали в нацистских лагерях. Не сохранилось информации, почему именно этот цвет выбрали для нашивок. Не исключено, что его нежный оттенок был прямо противоположен нацистскому серо-коричневому и не сливался с другим важным цветовым обозначением — желтой шестиконечной звездой. Впрочем, об этом широкая общественность не знает, так что история современного «нетрадиционного розового» не имеет ничего общего с нацистами.