Почему мы жалуемся
С точки зрения психологии, люди жалуются, потому что их ожидания не совпадают с реальностью. Кроме того, это может быть подсознательной попыткой наладить контакт с окружающими и объединиться. Выражение общего негативного опыта создает чувство товарищества: вам не нравится одно и то же, и вы испытываете похожие эмоции. Возмущение сближает гораздо больше, чем общая радость.
Склонность к жалобам бывает заразительна. Если ты находишься в коллективе, в котором люди постоянно чем-то недовольны, то тоже можешь начать жаловаться на вещи, на которые раньше не обращала большого внимания.
Но разговор о том, как подорожали продукты, какие пробки на дорогах или как вас раздражают люди в автобусе, заставляет снова и снова испытывать негативные эмоции. Концентрация на неудовлетворенности тем, что ты не в силах изменить, вызывает постоянное чувство беспомощности и подавленности. Подумай о том, на сколько вещей ты жалуешься каждый день: погода на улице, сериал или фильм, что тебе не понравился, автобус, которого не дождаться. Чувства разочарования и бессилия накапливаются, меняя мышление и заставляя тебя видеть негатив в любой ситуации.
Как нам вредит склонность жаловаться
Исследование, опубликованное Стэндфордскими учеными в 2016 году, утверждает, что склонность жаловаться сокращает количество нейронов в определенных зонах мозга. В результате этого человек теряет способность решать проблемы. Вместо того чтобы искать выход и думать, что делать дальше, он будет жалеть себя и ныть, как несправедлив мир вокруг.
Еще одно физиологическое воздействие жалоб на наше тело – высвобождение гормона стресса — кортизола — которое приводит к увеличению кровяного давления, росту уровня сахара в крови и другим нездоровым последствиям.
Помимо физического вреда, жалобы плохо влияют и на наши отношения с людьми. По мнению психологов, негативные вещи всегда привлекают больше внимания и дольше задерживаются в памяти (вот почему мы можем годами прокручивать в голове одно критическое замечание, хотя комплиментов за это время получили гораздо больше). Это значит, что твои жалобы и пессимизм первым делом бросаются в глаза окружающим и формируют представление о тебе как о тяжелом и вечно недовольном человеке.
Как избавиться от привычки жаловаться
Склонность к жалобам формируется бессознательно под влиянием окружения или собственного искаженного мышления. Как и от любой другой вредной привычки, от нее можно избавиться. Вот несколько способов это сделать.
Отличай токсичную жалобу от конструктивной
Негативные эмоции не всегда плохи – они помогают нам понять, что мы хотим от жизни, увидеть, что нужно изменить, и избегать опасности. Отстаивать свое мнение, когда видишь несправедливость – это не жалоба, а призыв к действию.Осознавай, что стоит озвучивать, а что нет. Если твоя жалоба может что-то изменить – например, партнер постоянно оставляет за собой грязную посуду, и ты просишь его этого не делать – тогда она имеет смысл. Но, если речь о плохой погоде или рассуждениях о том, в какой ужасной стране мы живем, во время обеденного перерыва с коллегами – ты просто сотрясаешь воздух и аккумулируешь негативные эмоции.
Рассказывай близким о том, что хорошего с тобой случилось
Чтобы преодолеть склонность к пессимистичному взгляду на жизнь, попробуй делиться с родными и друзьями не только тем, что тебя расстраивает, а тем, что хорошего с тобой произошло. Каждый день дарит немало приятных вещей, научись перестать воспринимать их как данность. Озвучивая позитивный опыт, ты вновь переживаешь положительные эмоции. Чем чаще ты это делаешь, тем менее паршивой кажется жизнь.
Учись отслеживать и отпускать негативные мысли
Обращай внимание каждый раз, когда жалуешься на что-то, и не важно – конструктивная это критика или нет. Замечай, как часто это происходит. Акцентируй внимание на негативной мысли, а затем отпускай ее. Чтобы не дать себе зациклиться на ней, придется приложить сознательное усилие.
Верь в силу слов
Жалобы кажутся безобидными, но слова, которые мы произносим, влияют на мышление. Вот почему важно избегать деструктивного негатива. Не ввязывайся в бессмысленные споры в интернете (о правилах вежливого комментирования мы тебе уже рассказывали), старайся не говорить о человеке плохо за его спиной, устанавливай границы в общении с токсичными людьми.