На некоторые спектакли лучше намеренно идти неподготовленной. Иногда зрителю вообще неизвестно заранее, что будет происходить. Другие требуют определенной осведомленности, погружения в контекст и морального настроя. Вот несколько советов, которые помогут тебе уверенно ориентироваться в этом безумном театральном мире.
Интересуйся творчеством современных режиссеров
Имена театральных деятелей не сходят со страниц не только специальной литературы, но и СМИ. Часто это скандалы, как в случае с выставкой Яна Фабра в Эрмитаже (а Фабр, между прочим, знаменит не только любовью к чучелам, но и потрясающими спектаклями). Или криминальные драмы, как с российским режиссером Кириллом Серебренниковым. Составлять свое мнение о человеке, опираясь на сомнительные желтушные сообщения, не стоит, а вот узнавать новые для себя имена и интересоваться их творчеством – это рекомендую.
Если пьеса по классике – ознакомься с книгой
Кажется, зачем режиссеры продолжают ставить спектакли по классическим произведениям? Они бесчисленное множество раз воспроизводились во всех видах искусства, их сюжеты затерты до дыр, а реплики известны наизусть.
Каждый художник старается интерпретировать историю по-своему, а в случае с театром – обязательно вписать ее в современный контекст. Поэтому, отправляясь на спектакль, поставленный по литературной классике, не жди, что тебе последовательно изложат сюжет таким, каким он был написан два века назад. Даже если смутно что-то припоминаешь, освежи свою память прочтением книги. Тогда тебе будет гораздо проще понять происходящее на сцене.
Следи за театральными премиями
Лучший способ понять, какие спектакли заслуживают внимания и что вообще происходит в современной культуре, – театральные премии. Одна из самых престижных в мире – «Европа – театру»; американскую премию «Тони» считают театральным «Оскаром»; а по списку победителей белградской BITEF можно изучать историю современного европейского авангарда.
Читай специализированные издания
Они помогут тебе не только с актуальной информацией, но и с интерпретацией. После некоторых фильмов, книг или спектаклей у меня возникает потребность в хорошей критике, которая запустит механизм переосмысления поглощенного материала. Ищи блоги и статьи театральных критиков, например Дины Голдер, Павла Руднева или Марины Давыдовой. Они пишут эмоционально, доступно и со знанием внутренней кухни театрального процесса.
Есть много интернет-изданий о театре разной степени погруженности: «Театралий», «Театр ALL», журнал «Театр».
Не упускай случая пойти в театр
Разумеется, нельзя как следует полюбить и понять театр, не имея зрительского опыта. Самые именитые площадки находятся в столицах. «Гоголь-центр», «Театр наций», МХТ им. Чехова, центр имени Мейерхольда, «Театр. doc» и много других интригующих мест в Москве. Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, молодежный театр на Фонтанке, Театр Буфф в Санкт-Петербурге. Это, конечно, только несколько примеров, ведь театры в столицах буквально на каждом углу. Что касается Питера, лично от себя рекомендую заглянуть в театр антрепризы имени Андрея Миронова – крохотный, уютный, он точно не отпугнет и не наскучит.
Посещая новый город, обязательно включи в свою программу поход в театр. Это касается не только мегаполисов – самобытные коллективы есть и в провинциальных городах. Ничего, если по пути к спектаклю, который затронет твое сердце, ты увидишь какой-нибудь шлак. Однажды в Тюмени нам с подругой впервые пришлось сбежать со спектакля в антракте, настолько он был отвратительный.
Смотри спектакли онлайн
Вся суть театра в его живом воплощении, но не у всех есть возможность регулярно посещать столицы и уж тем более известные мировые площадки. Это не повод пропускать шедевры современного искусства, тем более что организаторы спектаклей наконец-то задумались о бедных провинциалах вроде меня.
Арт-объединение CoolConnections проводит в кинотеатрах России трансляции мировых спектаклей. Зрителей знакомят с самыми значимыми явлениями современного театра. Большой экран хоть немного скрасит горечь от того, что вас с актером разделяют не 30 рядов зрительного зала, а тысячи километров.
«Гоголь-центр» создал свою медиатеку с лучшими мировыми спектаклями, правда, увидеть их можно только в здании театра – так они защищают авторские права. Классические спектакли появляются в свободном доступе, их можно посмотреть дома скорее для общего развития, чем для наслаждения.
Измени свое представление о театре
Один из самых важных пунктов, на который я уже попыталась намекнуть в начале текста, – забудь все, что ты подразумеваешь под словом «театр». Это уже давно больше, чем отрепетированное действие, происходящее на сцене в стенах конкретного здания. Сегодня границы между видами искусств размываются, самих деятелей уже сложно однозначно назвать художниками, режиссерами или хореографами. Более того, понятие, что есть спектакль, перфоманс, социальная акция, теряется.
К примеру, в спектакле популярного португальского режиссера Тьяго Родригеса «Наизусть» главный герой сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом приглашает на сцену несколько зрителей и учит с ними 30-й сонет Шекспира. Это занимает практически все действие. Типичный поэтический вечер, но нет – это тоже театр.
– пишет театральный критик и режиссер Марина Давыдова.