Культура

Секс, насилие, искусство: режиссерка Ксения Ратушная о своем дебютном фильме «Аутло»

11705
2
Фильм-пенетрация, первая российская ЛГБТ-драма, кино-скандал или даже политическое заявление. Как только не окрестили в СМИ грядущий дебют Ксении Ратушной под названием «Аутло». Однако картину уже успели показать за рубежом, допустить в отечественный прокат, а фестиваль «Дух Огня» назвал фильм лучшим российским дебютом.
Главному редактору Heroine удалось прикоснуться к прекрасному до официальной премьеры, а также пообщаться с режиссеркой об истинном смысле подросткового бунта, оргиях и трогательной любви.

Критики назвали твой фильм «первой ЛГБТ-драмой», но, на мой взгляд, этот фильм вовсе не о ЛГБТ и никак не решит проблем сексуальных меньшинств в нашей стране. Для кого этот фильм в таком случае?

Такие определения появляются для краткости. То есть «Аутло» действительно не ЛГБТ-драма, это артхаусная драма, но если мы меняем формулировку — как коротко заявить двух наших главных героев, гея и трансгендера? Для части зрителей их присутствие в сюжете — принципиальный момент. Что касается решения проблем сексуальных меньшинств — глупо этого ожидать от любого кино вообще. Moonlight решил эти проблемы в США? Или Call me by your name в Италии? Если говорить о кино как об активизме — вопрос ведь не в немедленном решении проблем, а в репрезентации, в повышении видимости. Опять же важно сказать: я не активист. Я просто рассказываю истории, которые меня волнуют. И эти истории могут понравиться (или не понравиться) людям совершенно разной ориентации.

В одном интервью ты сказала, что это «очень важный фильм». Почему? 

Очень важный для меня, а насколько важным он окажется для киноиндустрии — покажет время.

В чем же драма героев «Аутло»?

Внутри каждого человека есть конфликт, тем более внутри подростка. Живут как хотят только те люди, которые внутренне свободны, которые дали себе на это разрешение. Это сложно. Мало кто к этому приходит. Мало самому себя принять, надо еще быть принятым обществом. И порой этот путь возвращает тебя к тому, с чего ты начал.

Драма героев «Аутло» как раз в проблемах поиска внутренней и внешней свободы.

Что вообще означает это «Аутло»?

Все понятно уже по простому переводу этого слова с английского. (outlaw, англ. — вне закона, прим. ред.) Все главные герои так или иначе преступают закон.

Почему картину называют провокационной для нашей страны, ведь мы уже ходили в кинотеатры на «Нимфоманку» фон Триера? 

Сама этого не понимаю. В истории искусства, литературы, живописи, кино были уже в сто тысяч раз более провокационные произведения. И не только в последние 10–20 лет. Многие философские и научные идеи крайне провокационны. Вероятно, дело в уровне образованности и насмотренности?

Как по мне, я сняла очень нежное и поэтичное кино.

В фильме много отсылок: Босх, Платон, Бахтин, даже Ницше, я бы сказала. Почему ты выбрала их? Что общего у персонажей «Аутло» с лирическими героями этих творцов? 

Да, Ницше там есть, еще много де Сада, Бокаччо, древнегреческие мифы, Линч. Я включала все эти отсылки в фильм на интуитивном уровне, по сходству энергий, по степени вольнодумства, по радикальности. Фильм ведь — не столько интеллектуальное упражнение, сколько эмоциональная зарисовка. Что-то во мне отозвалось, что-то срифмовалось, причем даже не с героями, а с самой атмосферой фильма, с этим миром, в котором они у меня живут.

Смогут ли люди, не знакомые со значением этих отсылок, получить осознанный зрительский опыт?

Конечно. Отсылки и метафоры дополняют и (возможно) усиливают зрительский опыт, но и на самом первом уровне история понятна. Это не такой артхаус, где ты десять минут смотришь на что-то медленно-абстрактное и чувствуешь себя тупым. «Аутло» нормально можно с друзьями посмотреть и не бояться чего-то там не уловить.

Соответствует ли образ актеров, выбранных тобой на главные роли, тому образу, что ты изначально вкладывала в концепцию? 

Главных героев — на сто процентов. В процессе кастинга поменялись лишь несколько героев второго плана, но я даже рада, что это произошло.

Чем тебя зацепили типажи Глеба Калюжного и Лизы Кашинцевой? 

Глеб с виду крутой парень: за такими в школе бегают все девчонки, с такими хотят дружить все пацаны. Но ты смотришь ему в глаза и видишь в нем байронизм, темноту, отчаяние, какое-то параллельное пространство опыта, чувств и мыслей, которое делает его героя, вроде бы понятного с первого взгляда, таким необычным, глубоким, открытым и готовым к изменениям.

Лиза тоже многомерна. Она выглядит как модель, она может быть максимально сексуальной, холодно равнодушной или трогательно милой. Но ее интеллектуальность делает ее красоту в движении как будто неловкой и неважной, она начинает говорить, и иллюзия пропадает. На первый план выходит ее трагизм, ее сломленность. А потом она молчит и двигается перед тобой, и иллюзия возникает вновь.

Как «Аутло» восприняли за рубежом? 

Зрители — очень тепло, ко мне после показов подходили и благодарили за фильм. Или так со всеми картинами происходит? При этом чувствовалось, что критики «Аутло» не поняли и не приняли. Они будто бы ждали не сюрреализма, а жесткого полудокументального кино, в котором чеченцы избивали бы школьника-гея в грязном подъезде. Такое у меня возникло ощущение.

С какими трудностями ты столкнулась, снимая фильм полностью на свои средства?

Помимо банального исчезновения из моей жизни бытового комфорта (а жила я до этого очень хорошо), трудно было одновременно делать фильм и поддерживать свой бизнес в рабочем состоянии. А ведь это долгий процесс: работать над «Аутло» я начала в феврале 2017 года. Теперь я нищая, но оно того стоило.

Критики также отметили, что «Аутло» — это фильм-заявление, даже политическое. Что ты хотела им сказать людям, власти?

Что пора бы отменить закон о «пропаганде гомосексуализма» среди несовершеннолетних и разрешить гей-браки. Шучу. На самом деле, нет. Я как человек — за права ЛГБТК+ людей, но повторюсь, я не активист, я не занимаюсь в «Аутло» продвижением тех или иных ценностей. Каждый человек увидит в нем свое, я за это восприятие не отвечаю и его не прогнозирую.

Этот фильм художественный, а не пропагандистский.

Охарактеризуй «Аутло» в пяти словах для тех, кто только собирается его посмотреть. 

Секс, насилие, искусство, правда, свобода.

Лично у тебя какое мировоззрение относительно современной молодежи? 

Обожаю современную молодежь.

Секс — символ свободы в «Аутло»?

Не только, в разных сценах он несет разный смысл.

И последний, очень важный вопрос. Любовь всегда права?

Между двумя взрослыми, способными самостоятельно принимать решения — да.

Премьера фильма Ксении Ратушной «Аутло» состоится 29 октября 2020 года.
Читать по теме:ГероиниРежиссер Таня Баженова: о своем первом фильме и суровых реалиях современного кинематографа