Проявления пассивно-агрессивного поведения в рабочей среде — ситуация настолько же неприятная, как и сексизм, дискриминация или трудное начальство, особенно, если оно касается вас непосредственно каждый рабочий день, так как негативным источником является ваш сотрудник. Независимо от того, какую должность занимаете вы и ваш коллега, от такого общения хочется бежать, что, в свою очередь, пагубно сказывается на рабочем процессе и на ваших эмоциях. Мы решили разобраться в том, что значит быть пассивно-агрессивным и как можно предостеречь себя и микроклимат вашей компании от таких сотрудников.
Шаг 1: распознать пассивно-агрессивное поведение
Прежде, чем принимать какие-то меры, необходимо разобраться с тем, что значит пассивно-агрессивное поведение в принципе. Это можно сделать при должном внимании, так как такой характер коммуникации можно распознать в следующем поведении.
1. Прокрастинация
2. Сарказм, язвительные ремарки
3. Постоянные оправдания
Шаг 2: остановить такое поведение
Несмотря на то, что все перечисленные выше характеристики могут вполне оказаться лишь чертами характера, даже такое проявление себя в рабочей среде может вызвать серьезный стресс. Чтобы прекратить подобное поведение, существует несколько методов.
Если вы получили пассивно-агрессивный Email, например, то прежде всего необходимо не впадать в агрессию самому. Глубокий вдох, удаление сообщения или прочие хитрости для того, чтобы не зацикливаться на нем, смогут помочь вам обдумать содержание. Прежде чем отвечать на такое письмо, лучше всего решить, обоснованы ли чем-то претензии вашего коллеги или же он пытается разозлить вас. Если вы собираетесь не согласиться с ним, то лучше всего точно видеть мотивы, стоящие за таким поведением. Лучше всего не отвечать агрессией на агрессию, а предпочесть сдержанный вариант.
В ситуации, когда ваш коллега проявляет негатив, лучше всего оставаться спокойным и позитивным, а также, фокусироваться только на положительных результатах.
Если вы понимаете, что вас втягивают в негативную беседу или ситуацию, лучше всего перенаправить отрицательные эмоции, а после избавиться от них вовсе.
Когда сотрудник приходит к вам с жалобами на вашу работу или на компанию в целом, выслушайте его. Часто пассивная агрессивность может быть реакцией на равнодушие со стороны окружающих. Если вы понимаете, что вашему коллеге необходимо высказаться, предоставьте ему такую возможность и примите его или ее слова всерьез.
Если же вы постоянно становитесь жертвой пассивно-агрессивного поведения и больше не можете его терпеть, то пришло время проявить активность. Не стоит бояться защищать себя, лучше всего сфокусироваться на том, что необходимо исправить, а не на том, в чем человек виноват. Кричать и скандалить на рабочем месте не приведет к желаемому результату, вместо этого, лучше всего сделать замечание о том, как такое поведение отражается на всем коллективе и на рабочем процессе.
Шаг 3: помнить, что нельзя принимать такое поведение близко к сердцу
Пассивно-агрессивное поведение — это реакция человека, который не получает того, что хочет. Если вы осознанно или неосознанно препятствуете вашему сотруднику, то его поведение — естественная реакция, в противном случае, не стоит принимать все, что происходит, близко к сердцу. Его гнев — не ваша вина, поэтому и ваше реакция должна быть соответственной. Пассивно-агрессивное поведение — это проблема, лежащая далеко не на поверхности, поэтому лучше всего предоставить такому человеку возможность высказаться, в свою очередь, сфокусировавшись на позитивном результате. Таким образом вы сможете разоружить того, кто атакует вас.
Шаг 4: если попытки провалились, обратитесь к начальству
Работать в сложном коллективе приходится всем, но никто не обязан сваливать на свои плечи груз ответственности за положительную атмосферу в коллективе. Если вы всего лишь подчиненный, то стоит помнить, что сотрудников выбирает начальство, и оно же ответственно за то, чтобы контролировать эффективную, комфортную и безопасную атмосферу. Когда все ваши попытки разоружить пассивно-агрессивно настроенного сотрудника провалились, лучше всего идти к выше стоящим сотрудникам за квалифицированной помощью. Помните, вы не должны спасать ситуацию в одиночестве.