Культура

Стиль скорби: как люди одевались для траура в разные времена

0
Люди с древности выражали скорбь по умершему не только эмоциями, но и с помощью внешних деталей. В разные времена траурная одежда была то способом задобрить умерших, то попыткой соблюсти культурные приличия. Рассказываем, как менялся стиль скорби: от античности через викторианскую Англию с тщательно продуманным культом смерти до менее формального современного восприятия траура.

Траур как способ договориться со смертью

Основные составляющие траура, которые сохранились в культуре скорби и сейчас, — черная одежда, пренебрежение внешностью, отказ от светской жизни — сформировались еще в древние времена. В Афинах проходили пышные похоронные церемонии, регламент которых определялся законами и обычаями. Женщины носили черное, стригли волосы, отказывались от украшений и участия в публичных мероприятиях, а сам траур длился 30 дней.

В Спарте громко причитать по покойнику запрещалось, а траур был короче греческого — всего 11 дней.

В Риме траур также обозначался черной одеждой, а после правления императора Августа женщины стали носить в знак скорби еще и белые одежды. Эти два цвета так и останутся траурными в разных культурах.

Так как мужчины не могли надолго отказываться от своих общественных функций, вся тяжесть траура ложилась в основном на женщин. Во все века общество гораздо пристальней наблюдало за тем, как соблюдает траурные традиции женщина, и ее сильнее осуждали за малейшее отступление от них.

На Руси погребальные обряды были способом задобрить мертвых, которые считались сильнее живых, и отогнать от себя энергетику смерти.

Специальной траурной одежды у крестьян не было, поэтому в образах родственников умершего менялись лишь детали: убирались все украшения и декоративные элементы. Траурным цветом был преимущественно белый, хотя в 19–20 веках из города в деревни проникает мода на траурную одежду черных, темно-синих и темно-зеленых цветов.

Женщины носили белые платки и передники. Изначально траур по покойному длился год, но в 20 веке этот срок сократился всего до шести недель.

Траур как культурное требование

В средневековой Европе траурные традиции начинают довольно сильно зависеть от сословия, к которому принадлежал человек. Чем состоятельней и благородней семья, тем пышнее, дольше и тщательнее она соблюдает траур. Это логично, ведь у бедного человека не было денег и свободного времени, чтобы долго предаваться скорби.

Выходят специальные книги о том, как правильно соблюдать траур.  В них описывались продолжительность, разновидности траура и тщательно разбирался внешний вид и поведение скорбящих. Однако по-настоящему популярной траурная культура стала во время правления королевы Виктории, которая распространила моду на скорбь по всему миру.

Читать по теме:Образ жизниКак умереть без вреда планете: 7 видов экологичных похорон

Смерть ей к лицу: траур как дань моде

Для королевы Виктории смерть ее супруга, принца Альберта, в 42 года стала страшным ударом. После похорон обстановка в его комнате никогда не менялась, на тумбочке десятки лет стоял стакан для воды, из которого когда-то пил Альберт, а слуги ежедневно приносили туда свежую одежду для принца.

Сама Виктория следующие сорок лет, до самой своей смерти, жила уединенно и не снимала траур даже для праздничных событий вроде свадеб и рождения внуков. В обществе к такому решению королевы относились с большим уважением, более того, с него начал формироваться викторианский культ смерти. Эта тема активно используется в культуре и искусстве, а траур достигает по-настоящему пышных масштабов.

Продолжительность траура определялась степенью родства с умершим, самый долгий траур полагался по случаю утраты супруга или супруги.

Траур вдовы длился в общей сложности около трех лет и делился на разные периоды. Во время глубокого траура женщины носили исключительно черную одежду: платья из крепа, вуаль.

Спустя год позволялось надеть платье из других тканей, кроме блестящего шелка, но тоже черное. Также во второй период траура стало можно надевать специальные траурные украшения. Они были выполнены из темных камней и часто сопровождались символами скорби, к примеру, в кулон могли вложить волосы покойного или сделать камею с его портретом.

Через два года глубокого траура позволялось носить платья из любых тканей, но все еще черные или белые. Также их теперь можно было украшать кружевом. Последним периодом был полутраур, в который черную одежду разбавляли другими цветами, но все еще темными: лиловым, синим, пурпурным.

Женщина в трауре отказывалась от общественной жизни, появиться в свете в первый год скорби было очень неприличным. При этом траурные правила того времени были противоречивыми, например, пудриться, румянится, украшать себя было моветоном, однако платья для траура шились по последней моде, а сам образ скорбящей продумывался до деталей. Появились изысканные траурные аксессуары: чепец вдовы, вуали, зонтик от солнца — парасоль, даже слуховые трубки черного цвета. Письма вдова отправляла на специальной бумаге.

Так как траур был долгим, знатным женщинам приходилось создавать целый гардероб с платьями для разных периодов скорби и социальных ситуаций. Малейшее отступление от правил в составлении образа, появление в публичном месте или слишком раннее прекращение траура сильно порицались. При этом женщинам, как всегда, доставалось сильнее, чем мужчинам, которые гораздо быстрее возвращались к обычной жизни.

Учитывая уровень детской и общей смертности в 18–19 веках, женщина вполне могла провести в трауре половину жизни, а то и больше, поэтому он в буквальном смысле становился ее личным стилем.

20 век: скорбь как повседневность



С наступлением Эдвардианской эпохи викторианский культ смерти постепенно теряет свою актуальность. К середине 20 века, после двух мировых войн, скорбь для миллионов людей стала повседневностью, в которой делать из траура культ уже не хотелось. Длительность траура сокращается сначала до года, потом до полугода.  К концу 20 века черная одежда остается обязательной только для похорон, после них траур сохраняют только самые близкие родственники, но и это не обязательно. К тому же черный перестает быть исключительно траурным цветом, проникая в деловой, вечерний и повседневный гардеробы.